Вытеснит ли потоковое видео телевидение из футбола?
Мы уже привыкли, что футбол и "ящик" – практически неразделимые понятия. И ведь неспроста. Телевидение является важной частью футбольной индустрии, главным инструментов популяризации футбола в мире и доставки информации болельщикам по всему земному шару. При этом телевидение - один из главных (а для многих и главный) источников дохода для футбольных клубов. Связь является крепкой, нерушимой и, главное, взаимовыгодной. И все же есть несколько подводных камней.
Кажется, что в последние годы в лице потокового видео у телевидения начал появляться достаточно сильный и крепкий конкурент. Всемирная паутина опутывает планету все более крепкой и прочной сетью, скорость передачи данных растет в невероятных масштабах, да и количество людей, пользующихся интернетом увеличивается не по дням, а по часам. А самое главное, что быстрыми темпами растет количество устройств, которые могут демонстрировать видео из интернета в хорошем качестве и в режиме реального времени. Так что, несмотря на астрономические контракты, которые клубы и лиги заключают с телевизионными гигантами, и огромные прибыли футбольных каналов, вопрос, вынесенный в заголовок, не кажется таким уж неправильным и нелогичным.
Наибольшее преимущество потокового видео в том, что просмотреть его можно на гаджете, который лежит у вас в кармане. Смартфоны и планшеты стали неотъемлемой частью современной жизни, а растущий темп этой самой жизни не всегда позволит вам удобно устроиться перед экраном телевизора и посмотреть футбол. Зато с экрана вашего планшета вы сможете посмотреть матч любимой команды во время поездки в транспорте с работы. Причем это не будет ворованная телевизионная трансляция с кучей рекламы и в плохом качестве. Это будет картинка с высокой четкостью, аналитикой, комментариями и всем остальным, что предлагают обычные телевизионные трансляции.
Это удивительно, но американский и британский телевизионные рынки демонстрируют медленное, но верное сползание рейтингов трансляций. Причем это сползание относится к главным футбольным событиям – матчам Лиги чемпионов и английской Премьер-лиги. С чем же это связано?
Во-первых – это конечно же YouTube. О его влиянии на футбол уже говорилось не раз, поэтому не будем повторяться. Отметим только парой строк, что сервис в мае 2016 года транслировал на территории Великобритании финал Лиги Европы, и вообще имеет договоры с 37 лигами о трансляции матчей на своем сайте (абсолютно бесплатной). Во-вторых – это социальные сети. В-третьих – специальные приложения для смартфонов и планшетах. На последних двух стоит остановиться поподробней.
Facebook и Twitter пользуется почти каждый. И оба этих сервиса занимаются распространением видео-контента. Более того, они преуспевают в этом. Twitter показывает матчи НХЛ, НБА, МЛБ и НФЛ. Аудитория матчей НФЛ, например, составила около 3-х миллионов уникальных пользователей. Удобно также то, что болельщики могут здесь же в реальном времени обменяться комментариями об игре. Футбол в твиттере пока что увидеть можно только в виде хайлайтов и коротких роликов, так как сервис не договорился с владельцами телевизионных прав, но работа в этом направлении ведется. В сезоне 2016/17 социальная сеть заключила контракт со Sky Sports на показ обзоров матчей английской Премьер-лиги. Руководство компании пока что не намерено ввязываться в войну за права на показ матчей в прямом эфире и пытается договориться с действующими владельцами прав на показ одного матча в туре. Кроме того, ресурс и Sky Sports в этом году сотрудничали во время трансферного дедлайна. Эксперты канала в прямом эфире обсуждали последние новости и сделки, заключенные "на флажке".
У Фейсбука дела с прямой трансляцией футбольных матчей обстоят получше. На их сервисе Facebook Live можно найти достаточное количество футбольного контента. Во-первых, можно посмотреть трансляции матчей и футбольных событий, которые ведут люди, приближенные к футболу. Это, конечно, на любителя, но тем не менее. Если вас это интересует – то Уэйн Руни, Алекс Морган и репортер Fox Sports Рейчел Бонетта пользуются этим сервисом, чтобы показать происходящее на поле, так сказать из первых рук. Если же говорить о профессиональном показе футбола, то тут тоже есть на что обратить внимание. Например, именно через Facebook Live на территории США в этом году будут вестись трансляции матчей чемпионата Мексики. Соответствующий контракт между социальной сетью и Univision Communications Inc. (UCI) уже подписан. Учитывая, что рейтинги мексиканского чемпионата в США выше, чем у АПЛ, то данный договор можно считать весьма громким. В начале марта испанская Ла Лига и владелец телевизионных прав MEDIAPRO объявили о показе пятничных матчей Примеры через Фейсбук. Кроме того, таким же образом транслировались матчи Кубка Испании между "Атлетико" и "Барселоной". Аудитория на Фейсбук составила весьма внушительные 2,5 миллиона человек. Пользуется популярностью потоковое видео и в Бразилии. Первым матчем, который транслировался только на Facebook Live и YouTube, стал матч между "Атлетико Паранаэнсе" и "Куритибой" в феврале. Клубы не смогли продать права на трансляцию телевизионщикам и нашли вот такой вот выход из ситуации. "Паранаенсе" заявил о том, что матч посмотрело 1,5 миллиона пользователей. Если это так – то телевизионщикам стоит раскошелиться на права, такая аудитория лишней не будет. Имеет контракт с Фейсбуком и МЛС. Более того, трансляции матчей на ресурсе отличаются от тех, которые идут по телевидению, матчи освещают другие эксперты и комментаторы.
Есть еще несколько сервисов, на которых можно смотреть футбол. Так, итальянский "Милан" заключил контракт с Лос-Анджелесским стартапом Sportle. На сегодняшний день, транслировать матчи ресурс не может, но может предложить пользователям обзоры, разбор и анализ матчей, статистику, видео с тренировок и командных сборов, видео от футболистов клуба. В общем, достаточно обширный и оригинальный контент. Пользователи социальных сетей смогут получить доступ ко всей этой информации.
Американский клуб "Нью-Йорк Ред Буллс" пользуется сервисом YouNow. Речи о показе матчей пока что не идет, но нарезки, интервью и прочее – в доступе. В Швеции местная женская лига решила не конкурировать с мужским футболом на телевидении, а сделать ставку на потоковые трансляции. Spring Media разрабатывает специальную платформу, на которой будут транслироваться все матчи лиги, повторы, обзоры и анализ. Подписка на месяц будет стоить около 21 доллара. Еще один популярный сервис – StreamAMG. Эта компания работает с английским клубами "Лидс", "Эвертон", "Астон Вилла". На ресурсе проходят трансляции предсезонных матчей, компилируется информация и видео. Подписка стоит 10 евро в месяц. Болельщики перечисленных команд смогут в одном месте находить сразу все, что их интересует. Также, с этой платформой сотрудничает донецкий "Шахтер". По задумке руководства клуба, через данный ресурс будут транслироваться матчи украинской Премьер-лиги в оккупированный Донецк. Посмотрим, насколько эта инициатива себя оправдает, и сколько людей потратят 10 евро на ежемесячную подписку. Кстати, на сезон подписка стоит 38 евро, так что оптом покупать выгоднее.
Болельщики "Лидс Юнайтед" получат канал LUTV, который будет транслировать видео матчей команды в Чемпионшипе. Первый месяц будет для подписчиков бесплатным, так что можете подписаться и проверить, насколько это интересно. BTSports и Deltatre занимаются потоковой трансляцией матчей английской Премьер-лиги в этом сезоне. На их приложении BT Sport App в этом сезоне будет показано, в общей сложности, 42 матча чемпионата в прямом эфире. Кроме того, разработчики приложения сотрудничают с Opta, которая будет предоставлять всю аналитическую информацию во время матча. Также, пользователи приложения имеют возможность выбирать ракурсы, с которых им нравится смотреть матчи. Естественно, что данное приложение может быть установлено на смартфоны и планшеты с любой операционной системой.
Так что не все так просто с оценкой перспектив отношений телевидения и футбола. Возможность иметь доступ к трансляциям матчей на своем смартфоне или планшете выглядит весьма привлекательной. Как мне кажется, потоковое видео все равно не сможет конкурировать с телевидением. Просто потому, что никакой гаджет не имеет такого большого экрана, как телевизор. Однако, количество трансляций через интернет будет расти быстрыми темпами, и, естественно, что руководители телевизионных компаний вынуждены будут с этим считаться.