Йозеф Бицан. Лучший бомбардир в истории футбола
Когда в конце 60-х годов ХХ века Пеле приближался к магической отметке в 1000 голов, футбольные статистики решили поднять архивы и проверить, были ли еще игроки, наколотившие столь немыслимое число мячей. Кто-то вспомнил об австрийском супербомбардире Франце Биндере, но он, на первый взгляд, разочаровал их, заявив, что до 1000 голов ему как до неба, ведь он забил "всего" 546 мячей. Однако он знает футболиста, на фоне снайперских достижений которого слава Пеле меркнет. Он рассказал статистикам о своем партнере по "Рапиду" Йозефе Бицане. Книжные черви, услышав о количестве точных попаданий этого форварда, подумали, что им вешают лапшу на уши. Ценой неимоверных усилий статистикам удалось разыскать Бицана. Первый вопрос, который они поставили Йозефу, не отличался оригинальностью: "Почему Вы, забив 5 000 мячей, скромно молчали о таком рекорде?" Йозеф лукаво усмехнулся и ответил: "Ну, сами подумайте. Если бы Вы услышали о каком-то Бицане из доисторических времен, заявившим о том, что он забил в 5 раз больше мячей, чем Пеле, Вы бы поверили? Первая мысль, которая у Вас бы возникла – наверное, старик тронулся рассудком".
Конечно, футбольные Несторы-летописцы отказались признавать за Бицаном 5000 голов, ведь для того, чтобы достичь таких невероятных показателей, ему пришлось бы забивать в среднем 185 голов в год. Но 805 точных выстрелов они, скрепя зубами, оставили, что делает его лучшим бомбардиром в истории футбола. Когда некоторые журналисты в разговорах с Йозефом, который теперь стал невероятно популярным, позволяли себе усомниться в уровне тогдашних защитников, Бицан всегда был категоричным: "Вы можете себе думать все, что угодно, однако учтите одно. Когда есть голевая возможность, то ее нужно использовать, неважно, когда: 100 лет тому назад, или сейчас. Если я имел голевую возможность, то я всегда ее использовал. Когда у меня было пять моментов я реализовывал 5, если семь, то 7. Я бы покривил душой, если б заявил, что у меня никогда не случались плохие дни. Тогда моя эффективность снижалась до 90%".
Йозеф Бицан родился в 1913 году в Вене в чешской семье. Его отец Франтишек в свое время переехал из деревни Седлице в столицу тогдашней Австро-Венгерской империи. Для того чтобы прокормить семью, он в свободное от основной работы на заводе время играл в футбол за местную "Герту". В 1914 году стало не до футбола. После того, как он благополучно прошел сквозь мясорубку Первой мировой войны, казалось, что Франтишек Бицан родился в сорочке. Однако, к сожалению, реальность оказалось намного печальнее. Фатальным для Франтишека стало футбольное поле, а не более опасные поля сражений. В одном из матчей он получил мощнейший удар по почкам. Эскулапы заявили, что нужна операция. Но Франтишек отшутился: "Не волнуйтесь, заживет, как на собаке". Теперь, за давностью лет, сложно разобраться действительно ли он не придавал серьезного значения этой травме, или просто решил сэкономить, ведь такое выбрасывание денег на ветер грозило стать катастрофичным для семьи Бицанов. Последствия такой экономии оказались печальными. Через несколько недель у Франтишека уже не было никаких забот. А у его вдовы Людмилы, оставшейся с тремя детьми, они росли, словно снежный ком, мчащийся с горы. "Когда умер отец, мне было всего 8 лет. Моя мама работала в ресторане на кухне от рассвета до заката. Я вместе с братьями старался поддерживать ее, как мог. Несмотря на то, что на Рождество мы никогда не получали подарков, мы не брюзжали. Единственной отдушиной оставался футбол. О мяче я мог только мечтать. Но очень быстро я решил эту проблему. Я сделал его сам из старых тряпок, газет и чулков. Возвратившись с уроков, мы проводили в обществе "круглого" все свободное время. Несмотря на то, что судьба знатно потрепала мой мяч, он пережил все наши дворовые баталии", – вспоминал Бицан.
Йозеф с детства отличался кошачьей гибкостью. Он мог на спор подняться в стойке на руках на несколько этажей, а потом возвратиться таким же образом. За подобные подвиги он получал от своих друзей яблоко, а подняться на чердак даже самого высокого дома в его районе для Бицана было раз плюнуть. Йозеф имел отличные задатки спринтера. Так, он без особенных усилий оставлял позади себя даже лучших спринтеров Австрии. Он пробегал стометровку за 10,8 секунды. С таким результатом он прошел бы в финальный забег лос-анджелесской олимпиады 1932 года. Неудивительно, что тренеры по легкой атлетике устроили на него настоящую охоту. Однако он с легкостью от них ускользнул. Ведь его сердце давно принадлежало королю спорта, и он не хотел ему изменять даже с самой королевой.
Благодаря своим футбольным талантам Йозеф Бицан получил хорошую работу в обувной фирме "Шустек". Как нельзя кстати пришелся и купец Зингер, являющийся личным покровителем таланта юной звездочки. Он давал бомбардиру по шиллингу за каждый забитый гол. Это еще больше возбуждало неимоверный голевой аппетит Пепи (прозвище Бицана). Вскоре Йозеф пошел на повышение. Фирма "Фарбенлутц", которой надоело постоянно получать от Бицана полную кошелку голов, решила сделать ему предложение, от которого он не смог отказаться. Несмотря на то, что условия контракта от "Фарбенлутц" были лучшими, чем в "Шустеке", Йозеф взял время на раздумье. Тогда "Фарбенлутц" походил с очень сильного козыря, который побил все аргументы Бицана: они взяли на работу и его мать. С ней же связана одна очень примечательная история. "Фарбенлутцу" предстоял очень ответственный матч, и для того, чтобы лучше справиться с волнением, он решил пригласить мать на игру. В одном из эпизодов после того, как Пепи снова оставил своего опекуна в дураках, тот просто срубил его. Буквально в следующую секунду грубиян об этом очень сильно пожалел. Разъяренная Людмила Бицан набросилась на него с зонтиком. Она прекрасно помнила, что произошло с ее мужем, и не хотела, чтобы подобная история повторилась с сыном. Лишь спустя несколько минут, усилиями нескольких футболистов, Людмилу удалось оттащить от защитника, который получил несколько болезненных ударов зонтиком.
Однажды на матч "Фарбенлутца" пришел известный защитник "Рапида" Роман Шрамзайс, заодно подрабатывавший скаутом зелёно-белых. Он сразу приметил Бицана. После игры Роман спросил Пепи: "Не хочешь ли ты поехать играть за молодежную команду большого клуба?" Йозеф сомневался, потянет ли он играть на столь высоком уровне: "Достаточно ли я хорош для них?" Но Шрамзайс развеял его сомнения: "Ты будешь лучшим!" Правда, надолго уверенности Йозефа не хватило. Когда он пришел на первую тренировку "Рапида", то струсил, увидев, насколько талантливы ребята, которые там играют. И решил вернуться домой. Когда Йозеф вышел на следующую игру в составе "Фарбенлутца", то увидел на трибунах Шрамзайса. Тот прекрасно понимал, насколько уникальным талантом обладал Бицан, и не мог позволить себе его упустить. Шрамзайс получил обещание от Пепи, что тот таки придет на тренировку "Рапида". "А если не придешь, пригрозил защитник-скаут, то я приведу тебя за руку". Пришлось подчиниться. Йозеф сыграл в первом матче и заставил тренерский штаб клуба смотреть на него с раскрытыми ртами. Зелёно-белые победили 7:5, а Пепи забил все мячи своей команды. Йозеф и не думал на этом останавливаться. Болельщики начали ходить на матчи юношеских команд "Рапида", чтобы посмотреть на "машину по забиванию голов", как окрестили Бицана.
Когда ему в 1931 году исполнилось 18, то с ним подписали первый взрослый профессиональный контракт. Теперь он получал заоблачные 400 шиллингов и еще подъемные за каждый забитый гол. Сезон 1930/31 годов зелёно-белые завершили третьими, что считалось провалом. Следующий чемпионат "Рапид" тоже начал ни шатко ни валко. Разгромное поражение в дебютном матче сезона не давало поводов для оптимизма. Тогда тренер Шенекер накануне венского дерби с "Аустрией" решился на рискованный шаг: он подозвал к себе Бицана и заявил: "Кабурек сейчас в такой плохой форме, что ты вряд ли сыграешь хуже". Наставник как в воду глядел. Фанаты "Аустрии" заполнили стадион, в надежде увидеть очередной концерт своего футбольного Моцарта Маттиаса Синделара. А когда они увидели в составе соперника вместо грозного Кабурека какого-то тщедушного юнца, то сочли тренера зелёно-белых безумцем. Действительно, кому еще придет в голову ставить на главный матч сезона никому не известного мальчика. Однако вскоре фаны "Аустрии" поняли, что они немного поспешили смеяться. Уже к 28-й минуте честолюбивый юнец трижды поразил ворота их любимцев. Матч завершился победой "Рапида" со счетом 5:3, а Йозеф записал в свой актив еще одно результативное попадание. На следующее утро Бицан проснулся знаменитым. Так начинался путь на Олимп лучшего бомбардира в истории футбола.
Продолжение следует…