Фабио Каннаваро: от подающего мячи до Золотого мяча. Часть 2
Зидан
Роналдо олицетворял на поле жесткость. Зидан – элегантность. Настоящий джентльмен.
Я уверен, что иногда ему все-таки приходилось касаться ногами газона, но он двигался так, словно парил над ним. Его финты напоминали балет. Он обходил своих соперников с невероятной легкостью.
Наблюдать за его игрой было наслаждением. Я рад, что мне посчастливилось играть против него.
Он был моим оппонентом много раз. Когда ты часто сталкиваешься с одним и тем же футболистом, но учишься действовать против него. Но Зидан – с первой до последней игры – находил способы обыграть меня.
Как и в случае с Роналдо, ты мог только попробовать подготовиться к встрече с Зиданом. Я относился к своей работе очень серьезно. Я упорно тренировался, чтобы повысить свои шансы остановить Зидана до максимально возможной отметки.
В 2006-м году мы играли с Францией в финале чемпионата мира, и Зидан забил первый гол. Это был пенальти. Шла пятая минута матча, и он отправил мяч в сетку. Тот ударился о перекладину, мы все надеялись, что он не пересек линию, но по лицу Зидана, когда он обернулся, все было ясно. Мы боялись. И я, как капитан, знал, что должен вернуть нас в игру. Но таким был Зидан. Он мог не проходить защитников, но все равно напугать их. Спокойный и изобретательный, он делал с мячом, что хотел.
Так было до тех пор, пока он не потерял контроль. Такое случалось даже с Зиданом.
Так я получил еще один урок – лидерства на поле. Я знал, что моя работа – не только остановить мяч и передать его полузащите или нападению. Но также помогать команде сохранять сосредоточенность – даже, когда она проигрывает в самом важном матче в истории.
«Мы можем это сделать, – сказал я, глядя на ребят. – Это наш финал».
К счастью, чуть больше десяти минут понадобилось Марко Матерацци, чтобы сравнять счет. Мы немного расслабились. Мы были на верном пути.
Когда дело дошло до пенальти, мое сердце останавливалось каждый раз, когда кто-то подходил к точке. Когда Фабио Гроссо принес нам победу, я не слышал ничего. Я не мог поверить.
Campioni del mondo.
Я не только выиграл трофей. Пожалуй, впервые я действительно осознал, для чего играю в футбол. Мы были единым целым. Мы были лучшими.
И не только в обороне.
Андреа Пирло и Франческо Тотти
Как я уже говорил, многие люди ассоциируют итальянский футбол исключительно с защитой. И это, на мой взгляд, совсем неправильно. В Италии играли и играют одни из величайших нападающих в истории футбола. У нас есть великолепные полузащитники.
А еще многие думают, что мы выиграли чемпионат мира благодаря защите. Мы победили, потому что обыграли всех. Мы могли великолепно действовать в обороне, но без голов не победили бы. Это очевидно, но мне кажется, наши нападающие не получили признания, которое заслужили.
Конечно, я предпочитал играть с ними за одну команду, но когда Андреа Пирло и Франческо Тотти становились моими соперниками, я был «счастлив».
Когда я играл против Тотти, у нас было больше возможностей поговорить. Если мой вратарь выполнял удар от ворот, а мы стояли рядом, то постоянно шутили друг над другом. Это было нормально. Он – достаточно веселый парень. Но Пирло совсем другой. Когда у него мяч, ты понятия не имеешь, что он сделает. Я всегда пытался предугадать его действия, и у меня никогда не получалось.
Мы все прекрасно понимали, что не пойдем на уступки. Я знал, что они воспользуются любой возможностью обыграть меня, а они знали, что я не буду раздумывать, прежде чем пойду в подкат.
Единственные друзья, которые у тебя есть на поле, – десять парней, одетые в ту же форму, что и ты. Вся остальная дружба существует за его пределами. Все совместные походы в рестораны не имеют значения. Трофеи, которые мы выиграли вместе, - о них тоже нужно забыть.
На поле я работаю. Моя работа – не давать моим хорошим друзьям забивать голы.
Игра в Ла Лиге
В Испании было сложно. Когда я перешел в Реал в 2006-м году, то впервые попал в команду за пределами Италии. Было сложно переезжать в новый город, общаться с одноклубниками. Это был, пожалуй, один из самых больших вызовов в моей карьере.
Неделя перед матчем в Италии проходит не так, как в Испании. В Италии тренируются в режиме нон-стоп, тренеры безжалостные. К счастью, Фабио Капелло принес с собой в Мадрид немного итальянского футбола. Он был просто беспощадным.
Если тренировка начинается в 10 часов, то именно в 10. Ни минутой позже.
Он помог мне адаптироваться в Испании, но мне нужно было научиться играть там. Я попал в большой клуб и ждал, что добьюсь в нем успеха. Но мне необходимо было привыкнуть к партнерам.
Я помню одну из первых тренировок. Я отдал пас Серхио Рамосу.
«Почему ты ошибаешься?», – спросил Серхио.
«Я не ошибаюсь, я дал тебе мяч».
Все было по-новому. В Италии мы привыкли отдавать передачи в свободные зоны. В Испании от меня ждали пасов прямо в ноги.
«Нет, не так. Ты должен послать мяч туда, где я нахожусь».
Нужно было многому научиться, но мне уже был не 21 год. Я только что выиграл чемпионат мира. Я был уверен в себе. Я не знаю, согласился бы на такой трансфер, когда был моложе. Но после триумфа с Италией я знал, чего стою. И с Реалом мы два года подряд побеждали в чемпионате.
Надев футболку Реала один раз, ты остаешься частью этого клуба навсегда.
Тренер в Китае
Я сыграл много матчей, после которых думал, что оставил все силы на поле. Отдал игре всего себя.
Но когда я завершил карьеру и начал тренировать, то понял – 90 минут на поле невозможно сравнить с жизнью менеджера.
Я узнал абсолютно другую сторону футбола.
Как тренер Тяньцзинь Цюаньцзянь – команды китайской Суперлиги – я должен каждый день, каждую неделю, полностью отдавать себя своим игрокам. Я должен знать об их проблемах в семье, знать, кто стеснительный, кого нужно подтолкнуть.
А теперь попробуйте работать с 25 разными футболистами с помощью переводчика.
Когда я не могу объяснить им все словами, то присоединяюсь к ним на тренировке, показываю, что я хочу от них. Мне приходится играть с ними, чтобы обучать.
Менеджер может быть одиноким. Ты на поле, но в то же время не с ними. Однако я должен делиться с игроками своим опытом и знаниями.
Эти знания пришли от лучших тренеров в мире: Липпи, Трапаттони, Мальдини, Капелло. Они все дали мне что-то, а я записывал это в маленький блокнот.
Каждую ошибку или успех. Этот блокнот со мной в Китае. Я стараюсь не повторять ошибки прошлого.
Когда прошлым летом я возглавил Тяньцзинь Цюаньцзянь, то не знал, чего ожидать. Это была команда второго дивизиона. Они проиграли семь матчей подряд. Были восьмыми среди 16 команд.
Но я думал о том, каким игроком был. Думал, как соперники и тренеры придавали мне уверенность. Вспомнил, что чувствовал, когда поднимал над головой Кубок мира.
Я уважал игру.
И мы принялись за работу. К концу сезона мы были лидерами. Вышли в Суперлигу.
Когда мы обеспечили себе повышение в классе, я не слышал голоса Мартеллини. Это не трофей, это не победный гол или подкат, который изменил ход матча. Но привести команду к успеху… Это ощущение ты не забудешь никогда.
Маленьким мальчиком я начал искать свою уверенность на поле. Не находил ее пока не стал чемпионом мира и не взял Золотой мяч.
Сейчас я снова ее ищу. Не как лидер обороны, а как тренер у кромки поля.