Послесловие Марчелло Липпи
Часто о силе коллектива говорят неуместно, но в нашем случае именно она помогла выиграть чемпионат мира. Команда, группа, которая два года росла во время отборочного турнира и достигла зрелости в нужном месте (в Германии) и в нужное время (летом 2006-го).
Мы достигли высочайшего уровня не только с точки зрения единства команды, самооценки или уверенности в достижимости цели. Технически и тактически мы были на вершине. Мы правильно мыслили на поле, мы хорошо играли. Даже в товарищеских матчах, которыми некоторые сборные пренебрегают. Не наш случай. За семь месяцев до отъезда в Дуйсбург, мы победили на Амстердам Арене Нидерланды 3:1. Я как сейчас помню что происходило в раздевалке: футболисты праздновали, это была искренняя радость.
«Мы сильны, мы сильны!».
От счастья кричали все: молодые и старые. Они не договаривались, просто в очередной раз поняли, что являются частью одного целого. Скуадры адзурры. Это было12-е ноября 2005-го года. Первого марта следующего года – еще один шедевр. Во Флоренции мы победили Германию 4:1, к сороковой минуте вели 3:0. Клич не изменился.
«Мы сильны, мы сильны!».
И мы действительно были сильными и остались сильными. Несмотря на все, несмотря на Кальчополи, скандал, который взорвал наш футбол накануне чемпионата. Многие думали, что нам нанесен удар по психологии, что на поле наши соперники растопчут нас, но нам удалось превратить все проблемы в позитивную энергию. Благодаря тому, что мы уважали и ценили сами себя. Каждый день официальная программа предполагала присутствие двух футболистов на пресс-конференции, перед множеством камер. И они спрашивали у меня: «Мистер, нам точно нужно идти?».
«Конечно, нужно. Мы не прячемся, потому что нам нечего скрывать и нечего стыдиться…».
Отказ от общения с прессой – пережиток прошлого. Можно поднять над головой кубок, разговаривая с журналистами каждый день. В этих разговорах и рождался чемпион мира. А еще нам немного повезло, не стану этого скрывать. Когда мы обыграли Гану 2:2 и сыграли вничью 1:1 с США, то знали, что в случае победы над Чехией в 1/8-й и 1/4-й финала избежим встреч с Бразилией и Аргентиной. Мы выиграли 2:0.Остальное – История, которую парни рассказали в этой книге со своей точки зрения. Я могу только добавить, что я не из тех людей, кто любит себя расхваливать. Но одно я признаю: с первого дня во главе сборной я пытался убедить всех, что сборная должна быть мечтой каждого игрока, он должен думать о ней 365 дней в году, 24 часа в сутки. Это пункт назначения, маленькая вершина карьеры. Это честь. Конечно, клубный футбол тоже важен, но Италия – намного важнее. И у нас в составе не было ни одного игрока, который убрал бы ногу перед стыком или придумал бы что-то, чтобы не быть вызванным на товарищеские матчи. Они приезжали в Коверчано с травмами. Они хотели быть вместе с командой. Однажды Гаттузо появился на костылях. За день до этого мне позвонил Адриано Галлиани: «Марчелло, у Рино серьезная травма голеностопа, он у него, как дыня, он не может ходить. Но хочет на сборы. Что мне ему сказать?».
«Ничего, Адриано. Он прав».
Гаттузо прекрасно знал, что не сыграет, он даже не может тренироваться. Но он хотел показать другим, как важно быть в команде.
Два года мы росли вместе. Я не говорю, что победа на чемпионате мира стала чем-то само собой разумеющимся. Но предпосылки были. Я их замечал.
Во время турнира меня переполняли эмоции. После него – тоже. Когда мы вернулись из Германии, мне нужно было прийти в себя, успокоиться, перезарядить батареи. Я сел в лодку и вышел в море. Иногда меня узнавали люди с других суден, и это было что-то невероятное: они все вместе пели: «Попо-попопо-попопо», мелодию, которая сопровождала наш триумфальный ход. Они аплодировали, ныряли и плыли ко мне. Просто чтобы поздороваться.
Я искал спокойствие. А нашел рай.