Как применять тактический анализ в тренировке юниоров
Роль тактического анализа в футболе стремительно выросла за последние несколько лет. В ХХ веке только топ-тренеры лучших команд мира могли посвящать время просмотру записей матчей и анализу эпизодов игры.
С увеличением значимости денег в футболе за последние десятилетия профессиональные клубы Европы стали уделять некогда непопулярной составляющей столько времени, сколько возможно. В настоящее время каждый клуб из четырех высших английских дивизионов имеет в своем распоряжении спортивного ученого, тренера по физподготовке и футбольного аналитика.
Появление новых технологий помогло улучшить уровень анализа на высочайшем уровне, в то же время сделав его более доступным и популярным. После назначения на пост главного тренера "Велес Сарсфилд" в 1997-м году будущий тренер национальных сборных Аргентины и Чили Марсело Бьелса потребовал компьютер, который мог делать скриншоты. Во время межсезонья и перерывов между играми он мог пересматривать видео до 14-ти часов в день. "Я футбольный студент - сказал он. - Я смотрю видео, провожу анализ".
В наше время любой человек с ноутбуком и доступом в интернет имеет возможность обрезать видео, анализировать игры и делиться своими мыслями с людьми со всего мира. Интернет сайты помогли увеличить тактическую грамотность как тренеров, так и футбольных болельщиков в целом.
Применение своих знаний о том, как футбол работает на самом высоком (текстовый и видеоанализ) и полу-профессиональном уровнях (благодаря моей скаутской работе) по-прежнему является для меня интересной задачей в тренерской работе с молодежью. В этой части я буду рассуждать о том, как я это делаю.
Определения
Эта статья не о том, как быть уверенным, что мои 9-летние ребята будут побеждать в каждом матче. Существует четкая грань между стратегией на игру и развитием игрока, о которой я буду рассуждать более подробно далее. Тактический анализ - очень широкий термин. В контексте этой статьи я объясню, как наблюдение за лучшими клубами мира помогло мне получить представление о том, как удерживать, контролировать мяч и, что самое главное, восстанавливать контроль над мячом, после того как он был потерян.
С точки зрения тренировки юниоров, данная часть статьи будет сосредоточена на игроках возрастных категорий U9-U12. Это то, что GPS (Global Premier Soccer) называет фазой "юниорской лиги". Это та возрастная группа, в работе с которой я имею наибольший опыт, так как сейчас являюсь тренером ребят GPS "Boston Metro Elite Red 2008".
Стратегия игры против развития игрока
Лучшим способом развития молодых игроков является максимизация количества касаний мяча, а еще лучше - касаний мяча под прессингом. Именно поэтому команды GPS строят игру через контроль мяча, и вся учебная программа ориентирована именно на это. Как тренер, я сталкивался с несчетным количеством оппонентов, чей вратарь выбивал мяч верхом каждый раз, как только они им завладевали или использовали своего самого крупного игрока, который бил по воротам из середины поля при первой возможности. Эта игровая стратегия является крайне эффективной, особенно когда в молодежных футбольных лигах США запрещена игра головой, а перекладина находится на 60 сантиметров выше вратаря. При таких условиях игроки не развиваются ни технически, ни тактически.
Команды GPS строят игру от своих ворот, используя короткий пас, чтобы выйти из-под прессинга оппонента и продвигаться вперед. Как уже было сказано, это помогает развивать технику молодых игроков, но также предоставляет преимущество в следующих игровых плоскостях: тактическая (осведомленность о пространстве, форме и позиционировании), социальная (вербальное общение, командная работа), физическая (скорость, ловкость) и психологическая (принятие решений, уверенность, видение поля).
Находясь в оборонительной фазе, игроки должны понимать, что быстрое восстановление контроля над мячом поможет развить их навыки игры с ним. Это значит, что тренировка командного и индивидуального прессинга является крайне важным аспектом.
Понимание основ атакующего и оборонительного стилей, так же как и переходных аспектов игры, таких как контр-прессинг и контр-атакующие действия, могут быть достигнуты благодаря тактическому анализу. Это показано далее в этой статье.
Ключевые термины
Футбольная тактика богата на слова разного жаргона и сленга. "Пространство между линиями", "контр-прессинг", "опорная зона", "создание численного преимущества". Разработка различных тактических концепций является важнейшим элементом и тренировочного процесса, и непосредственно матча, однако также важно, выражаясь жаргоном, не перегрузить игроков. Они должны играть в футбол, но чем больше тренер с ними разговаривает, тем меньше футболисты играют. Именно поэтому нужно придумывать такие упражнения, которые бы развивали вашу концепцию, чтобы игроки могли обучаться через игру и развивать свою не вербальную (тактическую) коммуникацию как команда.
Необходимо отдавать себе отчет в том, что использование термина "контр-прессинг" в общении с вашими игроками имеет смысл только в том случае, если все они будут понимать его основные принципы. Не стоит ожидать что ваши 10-летние ребята начнут играть, как команда Юргена Клоппа, просто потому что вы сказали на предматчевой установке: "Сегодня мы много занимаемся контр-прессингом". Однако если вы включите такое понятие, как контр-прессинг в процесс подготовки по ходу сезона, не будет никакого вреда от того, что ваши игроки изучат этот термин, точно так же, как и такие понятия, как "пасс" или "подкат". Полное понимание игроками вашей концепции, которое можно достигнуть с помощью специальных программ тренировок под "контр-прессинг" или "создание численного преимущества" в сочетании с беглыми беседами во время занятий, будет гораздо более эффективным способом, чем теоретическое изучение особенностей четырех разных методов контр-прессинга, плюсы и минусы каждого из них.
Иллюстрация применения тактического анализа
Ниже приведен пример применения анализа по построению игры и прессинга для моей команды из 7-и игроков до 9-ти лет на основе такой команды мирового уровня, как "Бавария".
Оба центральных защитника опускаются до линий штрафной площади, чтобы получить пас от Нойера. Глубокое расположение позволяет Боатенгу во время приема перекладывать мяч с ноги на ногу, при этом полностью контролируя пространство поля перед ним.
Лам находится на линии приема мяча, используя ширину поля, тем самым уходя от сопротивления.
Алонсо опускается между двумя центральными защитниками, тем самым создавая численное преимущество в первой четверти поля, что дает двум центральным защитникам больше времени на обработку мяча.
Тьяго двигаясь, пытается найти угол для получения мяча от Боатенга, он находится между линиями, на разных горизонтальных и вертикальных линиях с Ламом, Боатенгом и Алонсо.
Как только мяч принимает Мартинес, Алонсо выдвигается, чтобы поддержать партнера.
Мяч переходит обратно к Боатенгу, "Бавария" создает преимущество 4 против 3, в то время как 3 игрока "Баварии" остаются вне зоны прессинга игроков "Атлетико".
Все команды GPS, состоящие из 7-и игроков, играют по схеме 2-1-2-1. Ниже, на примере ударов от ворот и некоторых шаблонов, показано, как я адаптировал эту схему. (Примечание: это объясняет, как действует соперник, выходя из середины поля во время удара от ворот.)
Указания во время ввода мяча вратарем:
- Центрфорвард (CF) находится в центральной зоне между линиями.
- Низом мяч направляется к центральному защитнику, на стороне которого находится центрфорвард (CF).
- Центральный полузащитник, находящийся на этом фланге, располагается максимально высоко и широко.
- Центральные защитники располагаются достаточно глубоко, для того чтобы контролировать поле на 180 градусов, когда мяч дойдет до них.
- Движение центрфорварда и позиционирование (выход под углом, необходимым для получения паса от центрального защитника) являются ключевыми.
- Фланговый полузащитник пытается найти необходимый угол для получения паса, в то же время максимально растягивая фланги.
- Центральный полузащитник (CM) пытается поддержать партнера, но при этом находясь достаточно глубоко, чтобы в случае необходимости, помочь обороне.
- Центральный защитник (CB) проинструктирован играть вертикально, но если противоположный фланг соперника свободен, он может сыграть через центрального полузащитника или вратаря.
Несмотря на то, что качество моих игроков гораздо ниже, чем футболистов "Баварии", располагаясь под правильным углом, подходящим для передачи, имея широкое пространство и находясь в правильной позиции, контролировать мяч становиться гораздо легче.
По аналогии, ниже приведен пример того, как я применил методы прессинга "Баварии" на оборонительной фазе моей команды:
Мюллер прессингует, в то же время перекрывая одного из адресатов передачи для голкипера.
Другие возможные адресаты передачи сразу же перекрываются партнерами по команде.
Нет необходимости в том, чтобы несколько игроков одновременно вступали в борьбу за мяч.
Игрок (в этом случае вратарь), получающий мяч, спасает команду от возможного гола.
Снова, соседние адресаты плотно прикрыты.
Левандовски находится достаточно близко, для того чтобы накрыть левого защитника.
Как только пас назад отдан, вся команда начинает выдвигаться вперед, прессингуя игрока с мячом.
Дортмунд вынужден играть через длинный пас, в то время как "Бавария" продолжает контролировать мяч, Дортмунд деорганизован, и Тьяго обладает огромным количеством вариантов продолжения атаки.
Инструкции по прессингу:
- Всегда прессингуйте соперника с мячом. Это основная задача центрфорварда в оборонительной фазе.
- Правый полузащитник (RM) сужает опции для игрока-противника.
- Центральный полузащитник убеждается в том, что игрок, получающий вертикальный пас, не может развернуться.
- Левый полузащитник не дает игрокам команды противника сменить позиции.
- Левый центральный защитник готов выдвигаться вперед, чтобы не дать игроку команды противника развернуться и уйти из-под прессинга.
- Правый центральный полузащитник готов подстраховать или перехватить передачу на форварда.
Практика техники прессинга является крайне важной. Молодые игроки, как правило, будут толпиться вокруг мяча, если вы им просто скажете: "Идите и отберите мяч, - или, - прессингуйте больше". Это может быть эффективным способом выиграть мяч, однако так можно открыть больше пространства на других участках поля. Кроме того, когда команда отбирает мяч, она находятся не в идеальной позиции для того, чтобы контролировать мяч или проводить атаки.
Реализация этих идей на практике
Несмотря на то, что обучение своих игроков тактике и хорошей игре является важным, больший акцент на уровне юниорской лиги (U9-U12) стоит уделять технике. Именно поэтому необходимо найти баланс между постоянными тренировками техники и тем, как стоит применять тактику в игровом сценарии.
Общепринятым способом добиться этого является тренировочный план, состоящий из разминки, затем работы над техникой, после тактической подготовки, затем уже непосредственно подготовка к игре (обычно проводиться в конце после матча/двухсторонней игры). Если вы просто тренируетесь несколько раз в неделю (моя команда практикуется по понедельникам и средам, играя матчи каждое воскресенье), то я иногда предпочитаю посвятить тренировку в понедельник повторениям одного или двух технических приемов под различным уровнем давления, в то время как в среду тренировка будет состоять из тактической подготовки к матчу воскресенья (действия при ударе от ворот, игра на разных участках поля и др.).
Лучше всего уделить внимание только одному аспекту в каждом упражнении, ниже описано одно из них, которое я использую для тренировок игры сзади, у своих ворот (и в целом для практики контроля над мячом, находясь под давлением), так же как и для тренировки прессинга. 7 против 6 будет идеально, так как это именно тот сценарий, с которым сталкиваются мои футболисты во время игры. Вероятно, лучше начать с меньшего (7 против 4, 8 против 5) и постепенно увеличивать давление по мере того, как улучшается качество передач. Цель красной команды (зеленый - вратарь красной команды) состоит в том, чтобы пройти в любые из трех желтых ворот (центральные ворота могут стоить больше очков, если вы хотите развивать атаку через центр), в то время как синяя команда должна прессинговать и забить в цель, которую защищает вратарь.
Заключение
Применение тактического анализа в тренировке юниоров должно преследовать единственную цель - развитие игроков. Несмотря на различия в качестве на разных возрастных уровнях, существуют основные сходства игры на каждом из них. Я бы хотел призвать всех тренеров молодежных команд черпать вдохновение от лучших игроков и команд мира, собрать побольше знаний, которые можно было бы применить в обучении. Мысли тренера, когда дело касается тактики, не должны быть в духе "как "Бавария" выиграла эту игру? Возможно это сработает и для моей команды", они должны быть более близки к "моей команде нужно научиться играть у своих ворот?" > "как "Бавария" играет у своих ворот?" > "может ли моя команда воплотить в жизнь подобный аспект игры "Баварии"?" и если да, то "как обучить этому моих игроков, используя наименьшее количество слов, путем включения этих идей в наши тренировки?"