Футбол в виртуальной реальности
Технология виртуальной реальности (ВР) на сегодня является очень популярной во всем мире. Это динамично развивающаяся отрасль, которая находит своих сторонников во многих странах мира. Вовлеченность в развитие виртуальной реальности различных техно- и медиагигантов позволяет развивать ее едва ли не по часам, при этом делая все доступней и доступней. Неудивительно, что все индустрии, так или иначе связанные с производством видео контента, пытаются использовать эту технологию. Не остается в стороне и спорт, футбол в частности. Высокий уровень интереса к футбольным клубам со стороны болельщиков со всего мира, плотное сотрудничества футбола и телевидения, и желание фанатов видеть буквально всю подноготную из жизни их любимцев буквально кричат о необходимости применения технологии виртуальной реальности в игре. Но это еще не все. Кроме вовлеченности фанатов в жизнь своей команды, технология виртуальной реальности позволяет создавать обучающие программы для профессиональных спортсменов, позволяющие с большой точностью моделировать реальные ситуации на поле. Так что интерес к данной технологии высок, и изучение возможностей ее применения в футболе представляется весьма познавательным занятием.
Технология виртуальной реальности представляет собой созданный техникой мир, передаваемый человеку через органы чувств. При этом пользователь может не только наблюдать, но и воздействовать на предметы виртуальной реальности, причем в соответствии с законами реальности объективной. Технология начала развиваться во второй половине ХХ столетия, но широкое распространение получила уже в десятых годах нынешнего века. Появление различных очков, шлемов, мониторов и комнат сделало технологию доступной для каждого.
Применение виртуальной реальности
Поле деятельности для применения виртуальной реальности широко. Во-первых, то что лежит на поверхности, использование этой технологии при показе футбольных матчей. Действительно, уже сейчас многие гранды (и не только) вовсю занимаются продвижением трансляций футбольных матчей в режиме виртуальной реальности. Используя гарнитуру ВР можно получить обзор поля, как на настоящем стадионе. Например, в сентябре 2015 года португальские болельщики могли наблюдать битву "Порту" и "Бенфики" не только на стадионе "Драгао", но и в своих гарнитурах виртуальной реальности. Пять камер на стадионе обеспечивали обзор в 360 градусов и гарантировали высокий уровень вовлеченности зрителя в происходящее. Те, кто не имел возможности посетить стадион, могли прийти с очками и гарнитурами ВР в кинотеатр или фирменный магазин Samsung и посмотреть футбол. Об успехе этого мероприятия говорит то, что другие клубы подхватили эту эстафету и занялись трансляцией своих матчей в таком же режиме. Уже в 2016 году к инициативе присоединились "Манчестер Сити", клубы немецкой Бундеслиги и МЛС. Так, весенний матч "Сити" с "Арсеналом" на "Истлэндс" в режиме ВР могли наблюдать обладатели гарнитур Samsun Gear VR в Лондоне, Нью-Йорке и Мельбурне. Качество трансляции обеспечивало участие в проекте SkySports и LiveLike. Последние являются одной из компаний занимающейся трансляцией спортивных событий по всему миру в режиме ВР. Летом того же года УЕФА использовал разработку финской компании Nokia OZO Professional VR Camera PC-01 на Евро-2016 во Франции. Камера работала на некоторых матчах с участием британских команд, но снимала не всю игру, а лишь отдельные эпизоды. Их планируется показывать на специальном канале на YouTube. Уже в августе канал FOX Sports и компания NextVR транслировали в режиме ВР матч-открытие немецкой Бундеслиги между "Баварией" и "Вердером". Для просмотра нужно иметь самсунговскую гарнитуру и скачать специальное приложение на свой смартфон. BT Sports снимала камерами ВР матч "Арсенала" и "Челси" на "Ашбертон Гроув" в сентябре. Надев очки виртуальной реальности зрители могли почувствовать себя находящимися на трибунах или возле боковой линии поля. В декабре 2016 года тот же канал в сотрудничестве с LiveLike транслировал в прямом эфире в режиме виртуальной реальности матч Кубка МЛС между "Сиэтл Саундерс" и ФК "Торонто". Более того, у зрителей этого матча была возможность не только переключаться между пятью камерами, но и включать запись с этих камер, смотреть повторы и видеть статистические данные о матче. Один из главных пионеров в использовании этой технологии, "Манчестер Сити", уже вовсю занимается созданием специального приложения, которое позволит болельщикам смотреть все их домашние матчи в режиме виртуальной реальности. Конечно, на сегодняшний день, трансляции футбольных матчей в режиме ВР еще не отточены и имеют много недостатков. Более того, некоторые из руководителей телевизионных каналов вообще имеют сомнение, смогут ли зрители наблюдать такой продукт в течение полутора часов, все же просмотр футбола в режиме ВР не выглядит чем-то фантастическим. Тем более, что популярность технологии говорит о высоком уровне интереса к ней. Естественно просмотр матчей в ВР не заменит реальный поход на стадион и не даст таких же эмоций как прикосновение к матчу своей команды, но занять свою нишу в спортивном телевидении виртуальная реальность может. Ну и в некоторых случаях она даже может иметь свои преимущества в сравнении с походом на футбол. Например, поездка в Катар на чемпионат мира-2022, при всей любви к футболу и своей сборной, вряд ли будет очень популярным занятием для среднестатистических болельщиков. А технология ВР позволит окунуться в атмосферу турнира.
Еще одним способом применения технологии виртуальной реальности является погружение зрителя за кулисы футбольного действа. Для зрителей становится возможным поближе познакомиться со своей командой, увидеть звезд футбола во время тренировочного процесса и отдыха. Наибольшую популярность на сегодня такой способ имеет, что неудивительно, в США. Пожалуй наиболее технологически развитая страна в мире, в которой спортивные состязания давно и бесповоротно вышли за рамки, собственно, соревнования, и являются в большей мере шоу и развлечением для публики, не могла пройти мимо возможностей, предоставляемых технологией виртуальной реальности. Один из наиболее известных клубов МЛС "Лос-Анджелес Гэлэкси" довольно серьезно взялся за дело. Калифорния и сам Лос-Анджелес являются очень перспективными рынками, в связи с большим количеством населения, высоким уровнем дохода и доступом к высоким технологиям, так что неудивительно, что маркетинговый отдел клуба решил предоставить болельщикам доступ к, так скажем, телу игроков и всего клуба в режиме виртуальной реальности. Осенью он вместе с компанией Laduma объявил о создании шестисерийного фильма о клубе, игроках и тренерах. Причем зритель сможет наблюдать не только за спортивной жизнью игроков, но и за личной. Кроме посещения в режиме ВР раздевалки клуба и тренировочной базы, можно будет побывать в доме Стивена Джеррарда (точнее, наверно, в его бывшем доме) или отдохнуть в городе вместе с Робби Кином, вблизи рассмотреть места, где он любит проводить свой досуг. Кроме этого, пользователи специального клубного приложения смогут побывать на двух матчах нового сезона МЛС на домашнем стадионе "Лос-Анджелес Гэлекси" "Стэбхаб Сентер". Следующая инициатива калифорнийцев заключается в использовании технологии ВР для привлечения новых болельщиков из числа туристов, посещающих Лос-Анджелес. Естественно, для действующих болельщиков она тоже доступна. Скачав клубное приложение, вы сможете послушать истории о жизни и карьере от игроков клуба, таких как Робби Кин, Йелле Ван Дамм, Найджел де Йонг, Эшли Коул, Гияси Зардес. Такое общение, по мнению создателей, должно сближать клуб с фанатами. Причем, человек переносится в футбольную реальность с того места, где он надел свою гарнитуру, что должно еще больше впечатлять пользователей. Остается в тренде и Федерация футбола США. В марте, производя ребрендинг логотипа мужской и женской национальных сборных, ФФ не остановилась только на производстве роз и прочей атрибутики с новым лого, но и записала ВР ролик про сборные. 10 тысяч комплектов, включающих в себя шарфы с новым лого Федерации и очки Google Cardboard, были разосланы бывшим и нынешним игрокам сборной, членам Федерации и зарегистрированным на сайте ФФ болельщикам. В очках можно просмотреть обращения легенды американского футбола Лэндона Донована и бывшего форварда женской сборной Эбби Уамбах к нападающему "Сиэтл Саундерс" и сборной США Джордану Моррису. В конце видео находится инструкция о том, как достать шарф и просьба о распространении фото или видео о получении данного бокса в социальной сети. Заразительный рефрен "Одна команда – одна нация" был быстро подхвачен игроками и фанатами в США.
На самом деле, технологии ВР в футболе, по сравнению с другими видами спорта (баскетбол, бейсбол, американский футбол) отстают. Причина прослеживается довольно просто – одним из лидеров в применении в спорте технологии ВР являются США, а футбол там далеко не на первом месте. Соответственно, количество связанного с ВР контента в НБА, МЛБ, НФЛ больше, чем в МЛС. Но не все сразу.
Что же в Европе? Пока не густо. Возможно, клубам сейчас хватает работы по окучиванию фанатов в Азии. Тем не менее есть движение по использованию ВР и здесь. Как ни странно, одним из пионеров стал клуб не из Премьер-лиги, а лидер Чемпионшипа "Брайтон-энд-Хоув Альбион". 18 ноября, во время матча с "Астон Виллой", болельщики, пришедшие на семейную трибуну стадиона "Фалмер", получили возможность в режиме виртуальной реальности находиться среди игроков в подтрибунных помещениях, во время разминки и на матче. Инициатива была направлена, в основном, на младшее поколение болельщиков и призвана увеличить ментальную связь между командой и фанами. В новом году проявил активность один из лидеров сезона, лондонский "Тоттенхэм". Игроки клуба протестировали режим ВР, прогулявшись в очках по новому стадиону клуба. Нужно ли уточнять, что стадион еще не построен? Теперь такая возможность будет и у болельщиков Шпор, которым также теперь доступна эта функция.
Похожая функция - возможность посмотреть на зрительские места перед покупкой билета. Даже в этом случае европейцы уступили пальму первенства клубам МЛС. "Спортинг Канзас Сити" на своем сайте дает возможность оценить вид на поле и трибуны с любого места на стадионе "Спортинг Парк". Для этого создана 3D интерактивная карта стадиона, на которой можно выбрать любое место на трибунах и увидеть, как будет выглядеть поле с этого места.
Виртуальная реальность в тренировочном процессе
Ну и, собственно, о применении технологии в спорте, как таковом. Технология виртуальной реальности довольно давно и широко применяется для обучения людей на симуляторах реального процесса. Например, пилоты Формулы-1 и других гоночных серий, пилоты гражданской и военной авиации, прежде чем попасть в кокпит, проводят немало времени на тренажерах, использующих технологию ВР. Такой подход является оправданным финансовой точкой зрения, позволяет снизить риски получения травм и выхода техники из строя после аварий, связанных с плохим знанием пилота своего рабочего места. Конечно, эти тренажеры являются сугубо специализированной техникой и не доступны (да и не нужны) обычным людям. Но развитие технологии ВР и появление различных гарнитур и очков, таких как Oculus Rift, например, позволяет расширить области применения этой технологии. Компактные, легкие гарнитуры вполне могут быть использованы футболистами для просмотра и анализа видеоинформации в режиме ВР. Об игре в футбол в таких очках говорить не приходится (в Норвегии попробовали – выглядело это ужасно), но улучшить какие-нибудь навыки вполне возможно. Пока что это выглядит скорее игровым процессом, чем действительно тренировкой, но не все сразу.
Например, одна из разработок компании No-pact касается игры головой и называется Hat-trick Header. Пользователи приложения смогут в режиме виртуальной реальности наносить удары головой по различным целям и из разных позиций. Преимущество этого приложения в том, что для отработки этого компонента игры не нужно наносить удары по реальному мячу, что значительно снизит нагрузки на головной мозг. Для детей это может стать хорошим способом обучения. Понятно, что развить мастерство в игре на втором этаже, как у Серхио Рамоса или Оливье Жиру такое приложение не позволит, но на начальном этапе может стать полезным. Компания 900lbs of Creative совместно с клубом МЛС ФК "Даллас" выпустило приложение, в котором пользователь может попробовать себя в роли вратаря, отражающего пенальти. Технология использует инфракрасные датчики, в реальном времени отслеживающие движения пользователя в виртуальных воротах во время ударов.
Технология Google Cardboard совместно с Nike дает возможность каждому ощутить себя в шкуре Неймара. В ролике пользователь сможет в режиме виртуальной реальности пройти оборону соперника и, обыграв вратаря, закатить мяч в ворота. Вообще, отработка техники видится одним из наиболее перспективных направлений применения ВР в футболе. Юные игроки, перестав ощущать конкуренцию их сверстников, смогут сразиться с защитниками экстра-класса в режиме ВР и отточить свои навыки обводки на зубрах обороны. Статистической и видеоинформации для создания подобных приложений достаточно, и, возможно, через несколько лет юные форварды будут дополнительно заниматься с, скажем, Паоло Мальдини или Рио Фердинандом периода расцвета.
Джон Терри мыслит в том же направлении и стал первым, кто открыл свою виртуальную футбольную академию. Пользователи могут получать советы от легенды "Челси" каждые шесть недель, выполнять его тренировочные упражнения, побывать в его комнате с наградами. Регулярные обновления и советы защитника станут хорошей мотивацией для начинающих футболистов.
В феврале 2016 АЗ Алкмар тоже решил присоединиться к технологии виртуальной реальности и подписал контракт с компанией Beyond Sports. Вместе они будут обрабатывать статистическую информацию, и реконструировать матчи в формате ВР. Это позволит создать симулятор матчей и учебную программу, основанную на реальных матчах. В клубе считают, что применение этого контента в тренировочном процессе молодежных секций позволит улучшить качество футболистов и их умение принимать быстрые и правильные решения в критические моменты матчей. Также, по мнению разработчиков, приложение позволит игрокам лучше оценивать позицию партнеров и соперников на поле и выбирать лучшие варианты развития атаки.
Надо признать, что футбол отстает от других видов спорта в плане применения технологии виртуальной реальности. В США уже вовсю строят программы для американского футбола, помогающие в тренировочном процессе. В целом же, технология виртуальной реальности становится все доступней и развитей, так что ждем в ближайшие несколько лет бума на использование ее во всех динамично развивающихся сферах жизни, в том числе и в футболе.