Стивен Джеррард: символ на века

Слава – понятие метафизическое. Никто не может заранее сказать, получится стать кумиром миллионов одному человеку или другому. Одни и те же действия двух разных людей могут быть расценены как грубость и брутальность, предельно похожий стиль двух исполнителей может быть расценён как эпатаж и крикливость.
Мир спорта честнее, но и в нём огромную роль играет характер человека, его поведение за пределами поля. Серхио Рамос был воспитан в "Севилье", но так идеально соответствует "Реалу" – богатому и любующемуся собой клубу, свысока посматривая на других – что стал на "Бернабеу" своим еще десять лет назад. Вечный же антагонист Бланкос, "Атлетико", встретил живое воплощение своего боевого духа в госте из Аргентины – и покорно стал его верным войском. Гламурный Милан приютил кудесников мяча, гениев техники, тогда как в рабочем Турине кумирами чаще становились игроки обороны.
Стивену Джеррарду же пришлось расти и зреть в среде угасающего города.
Ливерпуль столетиями был ценен как порт, но с развитиями технологий потерял свою экономическую и геополитическую значимость. Достаточно сказать, что в 2001-м году в нём проживало меньше жителей, чем в 1871-м – при том, что население страны за это время выросло втрое. Дело не только в количестве, но и в качестве: Ливерпуль захлестнула безработица, обнищание населения. Футбольному клубу в таких условиях сложно остаться на вершине – Красные (как и Ириски) меньше зарабатывали на билетах, заключали менее выгодные контракты, чем соперники из Лондона. К моменту, когда Стиви дебютировал за первую команду, Энфилд покинул последний футболист, становившийся в его составе чемпионом.

"Энфилд" всегда будет грезить победами и титулами – 18 побед в чемпионате Англии (тогда еще старомодно именуемом Первым Дивизионом) не оставляют ему вариантов. Так же и Ливерпуль будет вспоминать былое величие, времена, когда город был одной из важнейших точек мировой торговли. Справиться с этим ожиданием непросто – о проблемах адаптации может рассказать Марио Балотелли (кстати, идеально подошедший Лазурному Берегу). Но когда находится человек, готовый вести команду сквозь штормы и способный справиться с грузом ответственности, он становится для всех причастных к Ливерпулю практически богом.
Когда Джеррард не находился в лазарете, он казался несломимым титаном. Пока у тебя осталась одна попытка, ты не проиграл – а пока у тебя на поле Стиви, ты можешь выиграть. Предельно командный игрок, который всегда выходил на поле, чтобы усилить игру своей команды, а не проявить любимого себя. Джеррард признавался, что в момент первого вызова в сборную боялся заговорить с лидерами команды. Это говорил человек, который всего через три года станет капитаном "Ливерпуля", а отказ давать ему повязку и в сборной станет одним из самых сомнительных решений Эрикссона и Капелло.
Про отношения Красных и Стивена можно сказать коротко – любовь без меры. Невероятно одарённый полузащитник, он одно время играл в "Ливерпуле" даже правого защитника – потому что там мог помочь команде. О позициях в полузащите говорить не стоит: за время на "Энфилде" Джеррард поиграл и вингера, и диспетчера, и первого игрока под нападающим. Его пушечный дальний удар и радиоуправляемые дальние передачи стали козырем Красных на полтора десятилетия, а характер позволял образцово отрабатывать в обороне и выгрызать в подкатах мячи.
Джеррард всегда будет ассоциироваться с чудом Стамбула, фантастическим спасением с 0:3 в финале Лиги Чемпионов. Мне всегда было обидно, что кульминация сюжета в данном случае затмевает его другие детали. Как насчёт того, что "Ливерпуль" закончил чемпионат на пятом месте, и если "Милан" сражался только за очередной трофей, то Красные бились еще и за место в ЛЧ на следующий сезон? А невероятно натужный выход из группы, где "Ливерпуль" на равных сражался с "Олимпиакосом" Ривалдо и вышел в плей-офф только благодаря голу Стиви на последних минутах последнего матча? А шахматное противостояние с "Челси", исход в котором предопределил гол-фантом? Если сценарий матчей Красных в сезоне-04/05 распечатать и отправить в одну из голливудских студий, она откажется его экранизировать – слишком неправдоподобно.
Меньше бороться за эмблему родного клуба Джеррард просто не имел права. В страшной давке на стадионе "Хиллсборо", сопроводившей матч "Ноттингем Форест" и "Ливерпуля", погиб его племянник. Стивену на момент потери было всего восемь лет, и он навсегда запомнил, что один из его родственников заплатил жизнью за поддержку Красных. И вот совпадение – в те же самые восемь лет он начал играть за "Ливерпуль"...
Если нужно выразить значимость Стивена в числовом эквиваленте, то одним из лучших способов будет следующий – никто не попадал в сборную сезона АПЛ так часто. Восемь раз, при сразу нескольких смазанных из-за травм сезонах – с учётом конкуренции в лиге и перманентных проблем "Ливерпуля" показатель просто невероятный. При этом Джеррард даже в год невероятной победы в ЛЧ не получил Золотой Мяч, уступив Роналдиньо и Лэмпарду. Голосования как бы сообщили нам простой тезис: таких парней, как Джеррард, редко признают лучшими, но в своих командах видеть хотят почти все.
Что делают другие, крайне достойные футболисты, когда выигрывают очередной трофей? Скачут от радости, демонстрируют домашние заготовки празднований, в лучшем случае бросают футболки на трибуны и заворачиваются во флаги своей страны. Джеррард, выиграв Кубок Лиги у "Кардиффа", первым делом обнял игрока соперников. Энтони Джеррард, кузен Стивена, играл тогда за валлийский клуб – а для самого Стивена важнее было утешить близкого человека, чем порадоваться самому. Этот и многие другие эпизоды дают понять: какого бы классного игрока ни получил много лет назад "Ливерпуль", капитана и человека он воспитал еще лучшего.

Стараться помочь "Ливерпулю" Джеррард пытался не только на поле. В своей недавней книге он сообщал, как лично вёл переговоры (сборные этому способствуют) с Санчесом, Кроосом и Суаресом. Многие тогда посмеялись над совмещением Стивеном карьеры игрока с должностью спортдира, но этот эпизод тоже характеризует, как сильной капитан "Ливерпуля" мечтал о его процветании. Никто никогда не скажет, сколько игроков топ-уровня не переехали бы на Энфилд без Джеррарда – и где "Ливерпуль" был бы сейчас без него.
Стремись к невозможному – и достигнешь максимума. Два десятилетия назад обычный английский юноша решил бросить вызов всем объективным проблемам "Ливерпуля" и побеждать с ним вопреки всему. Вспоминающие былое величие скаузеры поверили в Джеррарда как в мессию и полюбили больше любых заезжих звёзд. И пусть Стивен так и не выиграл Премьер-лигу, он никогда не будет один.
