Орлы на вершине мира. Часть ІІІ
Накануне финала "Барселона" считалась безоговорочным фаворитом поединка против "Бенфики". Ее состав блистал звездами. А на пути к решающему поединку блаугранас уничтожили непобедимый "Реал Мадрид". К сожалению, сами игроки "Барселоны" тоже поверили в то, что финал станет для них легкой прогулкой. Первый обладатель ушастого после Королевского клуба должен был определиться в Риме, но местные власти отказались от этой чести. Поэтому финал перенесли в Берн. "Барселона" была против такого решения. Руководство блаугранас небезосновательно надеялось поднять хорошую выручку на финальной игре. Неудивительно, что маленький бернский "Ванкдорф" совсем не нравился каталонцам, он явно не мог дать фантастическую прибыль.
"Барса" даже предложила в качестве места проведения решающего боя наиболее ненавистный для нее "Сантьяго Бернабеу". "Бенфика" конечно же отказалась от такого предложения, не поверив в то, что на домашней арене "Реала" Орлы будут чувствовать себя как в родном гнезде. Так, Ванкдорф, спустя 7 лет после знаменитого финала ЧМ Венгрия-ФРГ, принимал очередной большой матч. Каталонцы оказались не суеверными и также как Араньчапат на мундиале 1954 года, заселились в фешенебельный отель в центре города. Бела Гуттманн же надеялся на очередное чудо в Берне.
Наставник отдавал должное сопернику, но и не думал сдаваться без боя: "Да, игроки "Барселоны" индивидуально сильнее, чем мои. Но также я не знаю команды, которая обладает таким характером, сыгранностью и желанием умереть на поле, как моя "Бенфика". Хотя, как позже вспоминал Гуттманн, перед финалом его сильно колотило: "Когда я увидел нападение "Барселоны", меня даже пробрала дрожь. Кубала, Кочиш, Эваристо, Суарес, Цибор. Как их остановить?" Бела очень хорошо разобрал "Барсу" и таки нашел оружие против смертоносной атаки блаугранас.
О том, что финал обещает быть жарким, стало понятно еще за много часов до стартового свистка. Испанские и португальские болельщики начали выяснять отношения в нулевом тайме. В этот день 31 мая 1961 года швейцарская полиция имела непривычно много работы. Несмотря на не впечатляющую вместимость "Ванкдорфа", на стадионе аншлагом и не пахло. Главной причиной этого стала традиционная дороговизна страны банков. В те времена редко кто мог себе позволить отдать 5-10 долларов за удовольствие посмотреть футбольный матч, даже такой важный. Средняя месячная зарплата работника в Португалии тогда составляла около 20 долларов, а если еще учесть транспортные расходы, то нет ничего удивительного в том, что на "Ванкдорфе" зияли множественные проплешины.
Несмотря на все эти проблемы, португальский и испанский десант все же сумел высадиться в Швейцарии. И команды их не подвели. Они подарили фанатам незабываемое зрелище. Сначала игра шла по каталонскому сценарию, на 20-й минуте золотая голова Кочиша зажгла единичку на табло. Однако после этого "Бенфика" не поплыла. Ее защитники начали еще жестче играть с форвардами "Барселоны", постепенно перекрывая им кислород. Также Орлы не забывали о налетах в штрафную каталонцев. Уже на 30-й минуте Агуаш восстановил статус-кво. Не успела секундная стрелка сделать еще три круга, как "Бенфика" была впереди. Защитник каталонцев Хенсан приготовил подарочек собственному голкиперу, отправив мяч в девятку его ворот. Рамальетс сумел дотянуться до него, после этого круглый обстучал обе штанги. Но тут вмешался судья Готфрид Динст, который указал на центр поля, фиксируя то, что мяч во время своего путешествия между стойками пересек линию ворот. Этот гол записали на счет Рамальетса. Потом голкипер оправдывался тем, что в тот день даже Солнце было на стороне Орлов. В тех двух эпизодах его будто бы ослепили солнечные зайчики, из-за чего он и пропустил эти бабочки. Спустя десять минут после начала второго тайма ситуация для "Барселоны" стала близкой к критической. Колуна отправил третью посылку в ворота несчастного Рамальетса.
Вот тогда блаугранас наконец поняли, что пора включать режим Бога, и голкипер Кошта Перейра пережил одни из самых непростых минут в своей жизни. Каталонцы накатывали волны атак на владения кипера Орлов, он крутился как белка в колесе и вытаскивал даже мертвые мячи. Также роль своеобразного волнореза в этом матче отыграл Жермано, который гасил многие из атак блаугранас. А когда ни Жермано, ни Кошта Перейра не могли ничего поделать, то на помощь им приходили стойки или перекладины: четырежды они выручали Орлов. Наверное, и вправду старому еврею Гуттманну помогал Бог. Только однажды Цибор сумел поразить заколдованные ворота "Бенфики".
Так на "Ванкдорфе" произошло новое чудо в Берне. Тут очень сложно уйти от мистических аналогий. Также как и в финале ЧМ–1954, табло зафиксировало счет 3:2 в пользу андердога, снова у фаворита отличился Цибор. После матча Бела не возражал, что Орлам повезло. Однако в первую очередь он отметил характер своих ребят. Ведь на одном фарте три мяча не забьешь. "Барселона" никак не могла поверить в то, что она проиграла. Каталонцы были уверены в собственном превосходстве и предложили Красным баснословный гонорар за то, чтобы лиссабонцы дали им право на своеобразный реванш. Президент Маурисиу де Бриту, который после финального свистка в Берне чуть не отправился на тот свет (от радости у него случился сердечный приступ), обратился за советом к Гуттманну: что делать, не опозоримся ли мы на "Камп Ноу"? Ведь "Барселона" страшна в гневе. Бела заявил, что от таких денег не отказываются, а каталонцам мы дадим бой. И снова Гуттманн оказался прав, Орлы устояли на переполненном "Камп Ноу". Блаугранас пришлось довольствоваться только ничьей 1:1.
Тогда в Португалии началась настоящая бенфикомания. Орлы упоминались почти в каждом разговоре на улице, в кофейне или общественном транспорте. А тренер команды Гуттманн прослыл чародеем, потому что он мог сделать невозможное возможным. Европейская пресса тоже расточала похвалы Орлам. И называла "Бенфику" одним из главных фаворитов на победу в КЕЧ 1961-62 годов. Бела знал, что теперь его команда стала еще сильнее, потому что в ее сокровищнице появилась Черная жемчужина – Эйсебио. Несмотря на это, поначалу у Орлов дела не клеились. Очень скоро Беле пришлось примерить на себя роль эскулапа. Игроки "Бенфики" подхватили звездную болезнь. Как следствие, с мечтами взять очередное чемпионство в Португалии пришлось попрощаться.
В Еропе игроки "Бенфики" тоже отметились. После дебютного выездного матча нового розыгрыша КЕЧ против "Аустрии" Орлы позволили себе ночной "полет" по злачным заведениям Вены. Гуттманн штрафанул игроков на месячную зарплату и не скупился в выражениях: "Без жертв в профессиональном футболе успеха не будет! Без железной дисциплины не только войны не выиграть, но и одного сражения! И если не будете соблюдать дисциплину, то вам одна дорога – на сардинную фабрику!" После такой взбучки дома Орлы уничтожили австрийцев со счетом 5:1. Как показало время, выездная хворь не прошла. В следующем раунде жребий подкинул португальцам на первый взгляд мальчиков для битья из Нюрнберга. В домашнем матче немцы, подгоняемые очень серьезными премиальными, знатно ощипали Орлов: 3:1. Бела на удивление спокойно отнесся к этому поражению. Дело в том, что в отличие от Великой отечественной войны, в поединке с "Бенфикой" генерал Мороз был на стороне немцев. Теплолюбивые Орлы впервые в жизни играли при температуре в – 15°C, а потому мечтали совсем не о победе, а о том, как бы быстрее укутаться в теплое одеяло. Бела даже не взял в Германию Эйсебио, понимая, что толку от него там и так не будет (поначалу Черной Пантере после жаркого Мозамбика в "морозной" Лузитании было очень холодно), пусть лучше накопит сил на домашний поединок. В родном гнезде "Бенфика" очень скоро расставила все по своим местам, нокаутировав гостей с теннисным счетом 6:0.
Следующим барьером на пути "Бенфики" в финал стал лондонский "Тоттенхэм". Тренер Шпор Билл Николсон имел под рукой блестящую команду, в которой блистали Дэнни Бланчфлауэр и недавно вернувшийся из итальянского похода блудный сын Джимми Гривз. Супербомбардир не скрывал своей радости, когда узнал, что "Тоттенхэму" предстоит сыграть с лиссабонским клубом: "Да с этими южными – итальянцами, испанцами, португальцами - я и сам могу справиться". Джимми явно переоценил свои силы. Ни он, ни даже вся команда не смогла остановить очередной триумфальный полет Орлов. Хотя шансы у них были.
После уверенной домашней победы со счетом 3:1 на "Бенфику" в Лондоне ждал настоящий ад. Орлам очень не понравилось гостиница, в которой невозможно было спать из-за очень неудобных кроватей. "Тоттенхэм" сделал все возможное, чтобы умножить на ноль техническое преимущество португальцев – поле обильно полили, а потом проливной дождь превратил газон в болото. Англичане душили Орлов, душили, но так и не задушили. Красные удержали комфортное поражение 1:2. Финальная схватка должна была, наконец, показать настоящую силу Бенфики. Некоторые специалисты до сих пор не воспринимали всерьез первый триумф Орлов в КЕЧ. Дескать, они так и не победили "Реал" в очной схватке. Самую трудную работу в прошлом сезоне за них сделала "Барселона".
На этот раз король футбольной Европы определялся 2 мая 1962 года в Амстердаме. Интересно, что в тот же день праздновала свой день рождение нидерландская королева Юлиана. Но в Голландии уже тогда очень любили футбол, поэтому болельщики отдали предпочтение Его Величеству футболу. 65 000 под завязку заполнили "Олимпийский стадион", а 32 миллиона телезрителей прикипели к голубым экранам, желая получить ответ на вопрос: "Сумеет ли "Бенфика" защитить свой титул, или старый добрый "Реал" просто на год одолжил его Орлам?" Бела снова сказал свое веское слово в финале. Он приказал Кавему и Жермано стать тенями Альфредо ди Стефано и Ференца Пушкаша. Сами португальцы начали матч с позиции силы. Но ничего хорошего из этого не получилось. Две разящие контратаки "Мадрида" отправили "Бенфику" в нокдаун – 35-летний Пушкаш дважды ушел от Жермано, как от стоячего. 0:2 к 23-й минуте – худшее начало сложно себе представить. Однако "Бенфика" Гуттманна всегда играла до конца, и уже через 11 минут на табло красовались две двойки. Сократил разрыв в счете Агуаш подкорректировав удар Эйсебио, а Кавем фантастическим по красоте выстрелом заставил во второй раз капитулировать Хосе Аракистайна. После этого Сливочные, как в лучшие времена, полетели вперед, Пушкаш поставил свой третий автограф в воротах "Бенфики". Несколько раз только чудо спасало Красных от очередного пропущенного мяча.
В перерыве Бела снова сделал тонкий психологический ход. Он не стал критиковать игроков. А наоборот похвалил их, заявив, что его устроило бы даже поражение с разницей в два мяча. Он заявил, что соперник мертв, Кавему только нужно еще сильнее прихватить Ди Стефано и тогда Королевская песенка будет спета. Совсем другое настроение царило в раздевалке мадридцев. Пушкаш отказывался играть во втором тайме: "Я даже ходить не могу, как же я буду забивать?" Сантьяго Бернабеу пришлось задействовать весь свой авторитет, чтобы обессилевший галопирующий майор появился на поле. Гуттманн все грамотно просчитал. Во второй половине игры Орлы заклевали мадридцев. На 51-й минуте Колуна сравнял счет, а на 63-й и 68-й Эйсебио произвел два контрольных выстрела в Королевское тело. В оставшееся время "Бенфика" не очень стремилась увеличить счет, а мадридский "Реал" уже просто не мог ничего сделать. "Я заканчивал встречу на деревянных ногах и единственным желанием у меня было – побыстрее услышать финальный свисток", – вспоминал Альфредо ди Стефано.
Тогда казалось, что "Бенфика" пришла всерьез и надолго. И чем черт не шутит, может Орлы смогут повторить достижение "Реала". Но в президентском кресле Орлов произошла рокировка. Фезус Витал оказался не столь щедр, как Мануэль де Бриту. Он не захотел удовлетворить финансовые апетиты Белы Гуттманна, который ушел и проклял команду. "Бенфика" в следующих 8 еврокубковых финалах покидала поле на щите. Снять заклятие не помог даже Эйсебио. В 1990 году накануне финала КЕЧ против "Милана" он пришел на могилу Гуттманна. Со слезами на глазах Эйсебио просил Белу забыть старые обиды. Однако Гуттманн остался непреклонным. Проклятие продолжает действовать.