Орлы на вершине мира. Часть ІІ
Пока боссы "Порту" раздумывали над тем, предлагать ли тренеру Беле Гуттманну новый контракт, к нему подкатил президент Орлов – Маурисиу де Бриту. Когда наставник увидел цифры, которые ему обещал лиссабонский кофейный барон, то сразу же согласился поменять Драконов на Орлов. Свой отъезд из Порту Гуттманн объяснял вредным для него климатом в столице портвейна. Конечно же, ему никто не поверил. Собака была зарыта совсем в другом месте. Тогда в Португалии средняя зарплата работника колебалась от 600 до 800 эскудо, а хороший инженер получал около трех тысяч. Де Брито не пожалел за маститого тренера 300 000 эскудо (около 10 000 долларов). Несмотря на такие затраты, они полностью себя оправдали и в итоге принесли фантастические барыши "Бенфике".
Сразу же после прихода в "Бенфику" Бела позаботился о безопасности тылов, подписав одного из лучших защитников Португалии Жермано де Фигейреду. Этот 27-летний бек отличался колоритной внешностью: сочетание лысины и бороды смотрелось особенно эффектно. Болельщики "Бенфики" очень любили Жермано, а фанаты и игроки соперника – ненавидели. В игре он сражался как лев, часто отрывая мяч с ногами. Бела как правило поручал ему опеку самого опасного форварда соперников. И Жермано не подводил, он наглухо закрывал даже наиболее убийственных бомбардиров. По отношению к нему слова "непроходимый защитник" не просто фигура речи, а констатация факта. К тому же Жермано отлично начинал контратаки Орлов своими длинными и точными передачами. На досуге он увлекался философией Сократа. В свое время Жермано мог оказаться в "Спортинге". Львы уже видели его в своем прайде. Но тут Жермано заболел пневмонией, а когда покинул эскулапов, то потерял 8 килограммов. "Спортинг" решил не рисковать и передумал покупать худосочного Жермано. А Белла был тут как тут. В своем первом сезоне в качестве архитектора "Бенфики" Гуттманн построил мощную ось: Кошта Перейра – Жермано – Колуна – Агуаш. Никто в Португалии не мог противостоять агрессивным налетам Орлов. Красные уверенно взяли чемпионство и получили право на участие в КЕЧ. Предыдущие походы португальских футбольных конкистадоров за ушастым заканчивались плачевно. За 5 прошлых розыгрышей лузитане имели в своем активе аж один проход первого раунда.
Поэтому неудивительно, что когда Гуттманн после первого чемпионства подписывал новый, улучшенный контракт и предложил президенту включить в него бонус за победу в КЕЧ в 150 000 эскудо, тот посчитал это очередным чудачеством звездного тренера-странника. Де Брито рассмеялся во все свои 32 зуба и заявил: "Да ради Бога, хоть двести". Бела, конечно же, не отказался от такого бонуса. Так и записали: 200. Несмотря на ухмылки де Брито, Гуттманн понимал, что у его команды есть очень хорошие шансы навести шороху в Европе.
"В "Бенфике" я сделал очень физически мощную команду. Также она была прекрасно вышколена в тактическом и техническом плане. Мне удалось создать замечательную атмосферу в раздевалке. Никогда "Бенфика" не играла спустя рукава, мои игроки в каждой игре выкладывались на все 100%", – рассказывал Гуттманн.
В своей работе он использовал метод кнута и пряника. Гуттманн не терпел загулов игроков, но иногда закрывал глаза на мелкие прегрешения футболистов. Бела не был таким погонычем рабов как Эленио Эррера. Гуттманн всегда умел найти золотую середину. Он гнул, но не ломал своих игроков.
"Главными факторами, которые позволяют тренеру добиваться успехов, являются опыт и умение понять свой коллектив и адаптироваться к новой среде. Хороший тренер должен быть в первую очередь прекрасным психологом. Он должен помочь игроку проявить свои лучшие качества и подчинить их интересам команды", – делился рецептами успеха Бела.
В сезоне 1960/61 "Бенфика" победным маршем прошлась по родному чемпионату. В 26 играх Орлы потеряли только 6 очков. Ни одной команде не удалось уехать с "Эштадио да Луш" хотя бы с одним очком. Красные пропустили только 26 голов, а атака с легкостью уничтожала даже очень качественно построенные редуты. "Бенфика" забила 92 мячей и обскакала своего ближайшего преследователя на 31 гол. Однако родное первенство уже не возбуждало Гуттманна. Его воображение занимал КЕЧ. Бела надеялся на продолжительный роман с этим турниром, его не устраивал флирт длящийся всего несколько матчей.
В первом раунде Орлы не вспотев полакомились шотландскими Сердцами – 2:1, 3:0. Во втором туре на Белу ждал очень неприятный визит в Будапешт. В Венгрии Гуттманна, в свое время покинувшего, от греха подальше, коммунистический рай, заклеймили как предателя, а поэтому выезд в Будапешт сулил ему большие неприятности. Благо в первом матче в Португалии Красные разделали под орех "Уйпешт Дожу" 6:2. Поэтому де Брито посоветовал Беле не играть с огнем и воздержаться от поездки за железный занавес. Гуттманн никогда без надобности не рисковал и благоразумно остался дома. "Бенфика" на выезде комфортно проиграла со счетом 1:2 и прошествовала в четвертьфинал. Противостояние с датским "Орхусом" превратилось для Красных в легкую прогулку – 7:2, по сумме двух матчей.
Накануне жеребьевки полуфиналов Бела, скрестив пальцы, мечтал о том чтобы избежать встречи с "Барселоной" или "Гамбургом", а вот "Рапид" это другое дело. И еврейскому волшебнику снова повезло. Путевку в полуфинал "Бенфике" предстояло оспорить с венским клубом. Несмотря на победу в домашнем матче со счетом 3:0, Гуттманн предупреждал своих игроков, что в Австрии их ждет очень жаркий прием. Как показало время, тренер не ошибся. Небольшой португальский болельщицкий десант был атакован превосходящими силами фанатов "Рапида". Некоторые из лузитан получили в этом сражении серьезные повреждения, несовместимые с последующим посещением матча.
Стадион "Пратер" во время игры напоминал ад. Матч проходил под аккомпанемент артобстрела болельщиков "Рапида". Они забрасывали поле бутылками, камнями, овощами и призывали уничтожить "макак". Когда игроки "Рапида" поняли, что им сегодня не удастся победить Красных, они решили ощипать Орлам перья. В конце поединка австрийцы думали уже не о том, как забить гол, а о том как бы побольнее ударить соперников. Орлы не выдержали и набросились на зелено-белых. После этого страсти немного улеглись, но не надолго. В спорной ситуации арбитр Рег Лиф не поставил очевидный, по мнению болельщиков, пенальти в ворота "Бенфики". Фанаты взбесились и начали прорывать полицейские кордоны. Судья оперативно решил, что пора делать ноги. Футболисты еле улизнули от разъяренных фанатов. Печальная статистика этого матча: в боях были ранены 63 человека, в том числе 17 полицейских, 12 входных ворот "Пратера" приказали долго жить, от 50 окон остались только осколки.
В финале на "Бенфику" ждала "Барселона". Португальские болельщики мечтали о таком сопернике. Что могло быть слаще, чем выиграть евротрофей, поставив при этом на колени ненавистных соседей? Сердца лузитан горели жаждой отмщения за многочисленные предыдущие поражения от испанцев. Они надеялись подать изысканное холодное блюдо под названием "месть"…
Продолжение следует…