Орлы на вершине мира. Часть І.
Ночь, улица, фонарь, аптека.
Эта цитата из Александра Блока прекрасно иллюстрирует основание клуба Sport de Lisboa. Первым гнездом будущих орлов стала аптека "Франко". Именно в ней 28 февраля 1904 года собрались 24 энтузиаста, которых коснулось модное поветрие – английская игра в мяч. Легенда рассказывает о том, что однажды Козме Дамиан прогуливался морским портом и там увидел, как британские моряки возятся с круглым. Игра ему понравилась и он вместе с друзьями решил учредить клуб, в котором можно было бы предаваться новой страсти.
Розовые мечты Козме Дамиана очень скоро столкнулись с правдой жизни. Корабль Sport de Lisboa прочно и надолго осел на финансовой мели. За все нужно было платить: полицейскому, за лимоны, еду, ну и, конечно, футболисты не отказывали себе в удовольствии отведать хорошего белого вина. Но это только цветочки, ягодкой стала аренда поля. Несмотря на эти проблемы, команда хорошо проявляла себя в игре, однажды даже грохнув самих англичан, проживающих в Лиссабоне. К сожалению, от футбольных триумфов денег больше не становилось. И на третьем году существования клуб был скорее мертв чем жив. К тому же нож в спину Sport de Lіsboa вонзили свои футболисты. 8 игроков, словно крысы, сбежали с тонущего корабля. Они переметнулись в новообразованный "Спортинг". Историки "Бенфики" объясняют это предательство тем, что Иуды были соблазнены 30 сребрениками, которые им пообещали Львы.
Орлы оказались живучими и им удалось пережить эти непростые времена благодаря объединению с спортивным клубом "Бенфика" в 1908 году. Красные стали одной из главных доминирующих сил в португальском футболе, наряду со "Спортингом" и "Порту". На международной арене Орлы тоже летали высоко. В сезоне 1949/50 годов "Бенфика" стартовала в Латинском кубке. Огромным козырем для Орлов было то, что они принимали противников в своем гнезде. Соперником португальцев в полуфинале стал "Лацио". Римляне каким-то чудом подцепили в жаркий июнь ангину и свалились с жаром. Орлам пришлось ждать, пока соперники немного придут в себя. Через несколько дней матч все же состоялся. Конечно, португальские орлы легко заклевали римских, что стало последствием ангины.
В финале против "Бордо" Красным пришлось приложить намного больше усилий для того, чтобы склонить чашу весов в свою пользу. Очень равный матч закончился со счетом 3:3. В следующей игре французы очень быстро размочили ворота "Бенфики" и спокойно удерживали перевес. Когда уже даже фанаты Орлов махнули рукой на свою команду и массово потянулись к выходам, Аресениу на последних секундах сравнял счет. В дополнительное время вратари сохранили ворота сухими. Третий матч в регламенте не прописали. Можно было бы воспользоваться монеткой. Возможно, орел стал бы счастливым для "Бенфики". Но футболисты наотрез отказались вверять свою судьбу переменчивой Фортуне. Тогда судья Бертолио принял решение, которое устроило всех. Команды должны были сыграть до золотого гола. Матч вошел в историю, как один из самых длинных. Случайная смерть все не приходила, пока на 146-й минуте лиссабонец Жулиньо к обоюдной радости не прекратил эти мучения.
После финального свистка игроков очень долго приводили в чувство и обливали водой, а тренер Орлов англичанин Тед Смит откровенно заявил: "Я двадцать лет в футболе, но никогда такого не видел и так не переживал". Так, 18 июня 1950 года "Бенфика" взяла свой первый международный трофей и далеко не последний. Приближалась золотая эпоха в истории Орлов.
Одной из причин евротриумфов "Бенфики" стало то, что команда теперь прочно стояла на ногах. Президент Жоаким Феррейро Богалью, словно мифический Мидас, превращал в деньги все, к чему прикасался. Также благодаря ему Орлы наконец получили подобающее гнездо. До него многие президенты обещали построить стадион, но, как и в "Гамлете", это были просто: "Слова, слова, слова". Жоаким Богалью, посмотрев в 1952 году на новую обитель Драконов – красавец "Даш Анташ", решил, что негоже отставать от конкурентов. И дал слово построить стадион, в тени которого окажется даже "Даш Анташ". Богалью слово сдержал, и 1 декабря 1954 года свои ворота для любителей зрелищ открыл "Эштадиу да Луш". Поначалу стадион хотели назвать в честь президента, но он отказался: "Нет, сеньоры. Мы приходим и уходим, а "Бенфика" вечна". И оказался прав. В 1957 году его место занял кофейный король Маурисиу Виейра де Бриту. Новый президент не жалел денег на футболистов, которые ковали европейскую славу Орлов.
Начало 50-х годов XX века у "Бенфики" не сложилось, команда оказывалась за спинами двух других членов португальской Троицы. Тогда Богалью решил прибегнуть к шоковой терапии. Исцелить "Бенфику" должен был Отто Глория. В студенческие годы будущий легендарный наставник готовился к карьере педагога. Но Песталоцци из него не получилось. Хотя он никогда об этом не жалел. В отличии от всех бразильских мальчиков, его не очень привлекал футбол. Он любил баскетбол, а в игре миллионов появился по просьбе Флавио Косты, который разглядел в нем задатки хорошего наставника. Когда Отто получил бразды правления в "Ботафого" он сходу привел команду к победе в чемпионате штата Рио-де-Жанейро. В Бразилии на него обратил внимание Богалью, который отметил его свежий взгляд на происходящее в футболе. Президент надеялся на то, что Отто сможет встряхнуть Орлов. И у него получилось. Глория совершил революцию не только в "Бенфике", но и во всем португальском футболе.
Богалью настолько сильно хотел видеть на своем капитанском мостике бразильца, что удовлетворил все его непомерные финансовые аппетиты: зарплата – 12 000 эскудо (30 эскудо тогда равнялись примерно 30 долларам) и 100 тысяч премиальных за чемпионский титул. Поначалу Глории было очень трудно. Новый тренер решил перевести команду на профессиональные рейсы, а потому нещадно карал за загулы. В первые месяцы работы Глории кошельки футболистов "Бенфики" сильно потеряли в весе. За каждое нарушение Отто карал эскудо. Существует мнение, что Глория стал одним из изобретателей "бразильской" системы 4-2-4 и будто именно так играла его "Бенфика". Глории скоро удалось приручить Орлов и они полетели к чемпионству. К последнему туру "Белененсиш" и "Бенфика" шли ноздря в ноздрю и только по разнице мячей Красные взяли титул. Отто на радостях купил себе дом в Рио. Тогда он завел себе традицию. В честь каждого значимого триумфа вкладывать деньги в недвижимость. Согласно французским источникам, Глория обзавелся 11 апартаментами в самых престижных районах города-мечты Остапа Бендера.
В Европе же дела у команды не ладились. В 1955 году "Бенфика" отказалась от сомнительного по ее мнению удовольствия – участия в новообразованном Кубке европейских чемпионов. А вот через два года команда уже поняла, насколько престижным является этот турнир. Первый блин вышел комом, и Орлам подрезал крылья уже первый соперник. Испанская "Севилья" дома легко переиграла соседей, а в ответной встрече "Бенфика" довольствовалось сухой ничьей. На самом деле команда Глории была совсем не подарком, что на своей Королевской шкуре почувствовал сам мадридский "Реал". В финале Латинского кубка доминатор тогдашнего еврофутбола на зубах вырвал победу у португальского клуба со счетом 1:0.
В 1958 и 1959 годах "Бенфика" осталась без чемпионского титула, а кубок совсем не радовал нового президента Маурисиу де Бриту. Теперь после ухода Богалью руководство не имело никакого желания терпеть строптивого Глорию.
"В Отто уживается два человека. Когда все идет как нужно, команда играет хорошо – это добродушный, довольный жизнью Отто Панса, у которого для каждого футболиста есть слова поощрения. Когда дела идут плохо, ничего не получается, недовольный всем и вся Отто дон Кихот, от которого хочется убежать подальше и спрятаться", – утверждал голкипер Орлов Кошта Перейра.
Глория тоже не остался в долгу: "В Португалии, когда команда проигрывает, тренера называют чудовищем, а когда выигрывает – Великим". Так как теперь Отто превратился в чудовище, Маурисиу де Бриту решил указать ему на дверь. Несмотря на такой печальный конец, не стоит забывать о том, что именно Глория заложил фундамент той великой "Бенфики", которая на протяжении практически целого десятилетия будет наводить ужас на всю футбольную Европу.
Боссы Орлов решили действовать по принципу, описанному в известном советском фильме: "Кто нам мешает, тот нам и поможет". Они сделали тренеру "Порту" Беле Гуттманну предложение, от которого, тот не сумел отказаться…
Продолжение следует…