По следам Гоголя
Среди людей, которые так или иначе комментируют взлёт "Ниццы", очень легко выделить тех, кто не смотрит её матчи. Они считают главной причиной текущего первого места трансфер Марио Балотелли.
Барвуа, по-хорошему, провалил матч с "Лионом", сыграл пока всего 345 минут и в каждом матче просто имеет достаточно голевых моментов, чтобы показывать сегодняшний уровень результативности. Безусловно, форвард с такими ударом и физической готовностью способен стать лидером команды, даже лучшим бомбардиром лиги – но в составе того же "Милана" Балотелли, демонстрируя хорошие показатели, финишировал с командой лишь на восьмом месте. В конце концов, "Ницца" и прошлый сезон завершила очень высоко, со скромным Валером Жерменом на острие атак.
Гораздо более значимую роль для Орлят сыграли изменения в самой философии клуба, её принципах трансферной политики и работы с имеющимися кадрами.
Хатем бен Арфа до "Ниццы" казался человеком, чья карьера кончена. Открытые конфликты с тренерами (причём самыми разными: Дидье Дешамом, Эриком Геретсом, Аланом Пардью, Лораном Бланом), партнёрами (в "Ньюкасле" целая группа игроков просила вывести Хатема из основного состава за лень и недисциплинированность), помноженные на травматичность и необходимость прожить полгода без клуба – ну какой тут футбол, особенно высокого уровня? И последним местом, где Хатем может реанимировать свою карьеру, выглядела "Ницца". Она-то изначально оказалась пострадавшей стороной: подписала контракт с игроком в январе, потом нарвалась на запрет ФИФА бен Арфа играть за третью команду в сезоне, лишилась желанного зимнего усиления.
Орлята, тем не менее, не обиделись: подписали Хатема уже летом, дали (в лице Клода Пюэля) место в стартовом составе, доверили лидерские функции. Отдачей стала невероятно вдохновенная и яркая игра, наличие лучшего футболиста Лиги 1 за пределами Парижа (а может, и считая столицу – в команде звёзд феерить ведь проще!) именно на на Лазурном Берегу. 17 голов и шесть голевых передач не в полной мере отражают перфоманс бен Арфа: он смог избавиться от всех внутренних демонов и заиграть, как настоящая звезда.
Люсьен Фавр несколько лет был на хорошем счету в Германии. Его "Боруссия" временами выглядела лучшей командой Германии, обыгрывала "Баварию" – но вот беда, на других отрезках она выглядела худшей командой мира. После одного из таких терпение менхенгладбахцев оборвалось: после шести поражений подряд на старте сезона-2015/16 швейцарца попросили в отставку. Шанс Фавру дала "Ницца" – и в качестве отдачи получила лучший за тридцать с лишним лет старт в чемпионате.
Даже нынешний очковый запас и отрыв Орлят – меньше, чем могла получить при объективном судействе. Ничья в Лилле обусловлена, конечно, множеством факторов, но один из них – ошибка арбитра, засчитавшего гол Догов из офсайда. Блестящий прогресс показывает защитник Сарр, в 17 лет по праву играющий в основе Ниццы. На новый уровень при Фавре вышел опорник Сери, который стал вызываться и в сборную Кот-д’Ивуара. Наконец, великолепно ко двору пришлись новобранцы, которых видеть не хотели на предыдущих местах работы: Юнес Бельханда, Данте и Марио Балотелли.
В определённый момент (логичнее всего, пожалуй, назвать приход нового президента Жан-Пьера Ривера в 2011-м году) в "Ницце" осознали свой уровень в европейском и французском футболе, поняв, в какой роли клуб будет смотреться наиболее органично. Клубы с таким финансированием и уровнем популярности – чего греха таить, на Лазурном Берегу не очень любят футбол и даже сейчас не заполняют стадион – не может покупать “идеальных” звёзд, но он может подбирать талантов, переживающих трудный этап карьеры. Бен Арфа, Балотелли, Бельханда, Данте приезжали на юг Франции с пониманием, что Ницца – это их последний шанс перезапустить карьеру и вернуться на серьёзный уровень.
Важно, что на юге Франции людей не передерживают. Клод Пюэль после отличного сезона ушёл в "Саутгемптон", и его не стали держать грандиозным повышением контракта или другими глупыми вещами, к которым обычно прибегает неразумный менеджмент. Все изначально понимают, что для любого амбициозного и нестарого игрока "Ницца" – перевалочный пункт, место, которое он променяет на любой топ-клуб. Ничего, свято место пусто не бывает, одних мессий заменят другие. И бен Арфа, сидящего в запасе ПСЖ, на Лазурном Берегу уже никто и не вспоминает.
Много лет назад, задолго до появления самого футбола, Ницца на некоторое время стала родным домом Гоголя. Николай Васильевич приехал в самый русский город Франции разбитым, угнетённым, думающим о самоубийстве – уехал окрылённым, счастливым и дописывающим второй том "Мертвых душ". Курорт на Лазурном берегу идеально подходит для того, чтобы его гость мог перезарядить батарейки, понять, как он сможет проявить себя с лучшей стороны в этом мире. Здорово, что спустя десятилетия этим принципам стал следовать и футбольный клуб.