Man of the football
Он был настолько квалифицированным, что мог выполнить любую работу в футболе – игрока, комментатора, президента, менеджера, судьи, аналитика, телеведущего, дизайнера, маркетолога, промоутера. Тот формат английского футбола, который мы знаем сейчас, во многом стал возможен благодаря Джимми Хиллу – настоящему первопроходцу и новатору, который был успешен во всем, чем ему было интересно заниматься.
Его карьера футболиста была настолько обычной, в особенности по сравнению со всем тем, что произошло с Джимми Хиллом после того как он повесил бутсы на гвоздь, что все, что мы должны знать о его игроцком прошлом можно описать одним предложением – он был фланговым игроком "Брентфорда" и "Фулхэма".
В 1957 году он стал главой Ассоциации Профессиональных футболистов и смог пробить в прямом и переносном смысле потолок зарплат, который существовал тогда, сделав своего одноклубника Джонни Хейнса первым игроком, который официально зарабатывал 100 фунтов в неделю.
Даже это достижение гарантировало ему место в футбольной истории, но куда интереснее, что на этом он не остановился и продолжил менять игру, закладывая фундамент того дворца, в котором сейчас обитает английский футбол.
Совершив свое первое революционное деяние на профсоюзном поприще, Хилл стал тренером, а затем менеджером, директором и председателем "Ковентри Сити", подарив этому скромному клубу "небесно-голубое" прозвище, новый клубный гимн и первую цветную футбольную программку. Когда Футбольная Лига еще не разрешала использовать рекламу на футболках, он обошел запрет, сделав эмблему компании "Талбот" элементом дизайна футболки, показав себя уже тогда человеком, который не хочет играть по общепринятым правилам, если считает их дурацкими.
Таковы все первооткрыватели, новаторы, пионеры – их многие не любят и Джимми Хилл, став национальным достоянием, раздражал своими резкими высказываниями и неординарными решениями многих, но всегда носил всеобщую враждебность как знак чести. Попав на телевидение, он очень быстро понял, что для того, чтобы быть популярным нет никакого смысла угождать всем.
Гари Линекер рассказывал, что однажды на матче "Эвертона" на "Гудисон Парк" в момент, когда Дес Линам и Алан Хансен поднимались в студию Match of the Day добродушный стеб публики, адресованный бывшему защитнику "Ливерпуля", сменился ядовитым скандированием "Джимми Хилл – ты идиот!", когда за ними проследовал тогдашний ведущий культовой ныне передачи. Джимми повернулся к своим коллегам, сияя: "Любая слава хороша".
Линекер: "Джимми был основателем нашего футбольного телевидения. Он знал футбол идеально, прочувствовав его в качестве игрока, болельщика, тренера, директора, – ради Бога, он был квалифицированным судьей – но для телевидения главное то, что он никогда не был слащавым. И в этом он не был актером. Он был увлечен игрой и всегда имел сильную, обоснованную точку зрения, не стесняясь ее выражать перед публикой".
Последствия революций Хилла в футболе и футбольном телевидении ощущаются до сих пор. Возьмите, к примеру, нынешний формат Match of the Day и многих других аналитических передач с ведущим и тремя экспертами – первым такую практику на ТВ ввел именно Хилл. За несколько десятилетий до появления Твиттера, социальных сетей и болельщицких форумов, он был сторонником того, что клуб должен работать с болельщиками, и хоть эти отношения не всегда складывались гладко, Хилл не переставал придумывать новые способы завлечения людей на трибуны.
В свои первые годы работы на Match of the Day он дал возможность болельщиками задавать вопросы в прямом эфире приглашенным менеджерам футбольных клубов, попросив не задавать слишком личных и спорных вопросов. Но уже первый позвонивший болельщик вытер ноги об его просьбу вопросом менеджеру "Тоттенхэма" Кейту Беркиншоу: "Почему вы продали Пата Дженнингса в "Арсенал"? Зачем?".
Крестным отцом Гари Невилла его можно назвать лишь косвенно, но в становлении Гари Линекера как культового ведущего Match of the Day есть немалая заслуга Джимми. Линекер: "Джимми был моим учителем, и он был очень полезен для меня. Я дрожал как осиновый лист перед первым эфиром, но он оказал мне безусловную поддержку. Он дал массу полезных советов, иногда очевидных, иногда нет, но больше всего мне запомнился его советов о том, что ведущий должен больше слушать, чем говорить".
С "Ковентри" как менеджер он выиграл два повышения в классе, но не работал с "небесно-голубыми" на высшем уровне, оставив клуб ради работы на телевидении. При этом он успевал совмещать многие посты, став настоящим человеком-оркестром в английском футболе. И все же, когда Хиллу задавали вопрос о том, кто же он на самом деле – бывший игрок, тренер, функционер или телеведущий, он всегда называл себя журналистом.
Мало кто знает, что именно Джимми Хилл смог продавить в Футбольной Ассоциации систему, при которой за победу давали не два, а три очка, которая сейчас используется повсеместно. Он отчаянно боролся за то, чтобы английские стадионы стали безопасными и удобными для болельщиков, будучи оборудованными индивидуальными сидениями. Хилл ввел штрафные санкции за неявки тренеров на пресс-конференции, был тем, кто первым установил на стадионе "Ковентри" электронное табло.
В футболе он умел все. Когда в сентябре 1972 года в матче на "Хайбери" травмировался судья на линии Денис Дрюитт, матч между "Арсеналом" и "Ливерпулем" мог быть приостановлен, так как в то время не было запасных арбитров. Но, к счастью, на матче в качестве зрителя присутствовал Джимми Хилл, который и подменил судью, квалифицированно выполнив его работу.
Хилл был настоящим новатором и энтузиастом, и хоть новое поколение болельщиков запомнило его больше сварливым стариком, современный английский футбол не стал бы таким, каким он есть сейчас без Джимми Хилла. Он изменил игру, сделав ее гораздо ярче и интереснее для болельщиков, так как сам всегда наслаждался футболом, все 87 лет своей долгой и полной интересных событий и свершений жизни, прожитой не зря.
Фото: Lacey/Popperfoto/Popperfoto/Getty Images