Буффон: "Только допуская ошибки, можно стать сильнее"
"Мне не нравятся мифы о чемпионах. Хороший спортсмен якобы должен быть великим человеком. Это не так. Я не чувствую себя великим. Давайте оценивать меня как спортсмена". Спортсмен Джанлуиджи Буффон - чемпион мира 2006 года, шестикратный чемпион Италии (плюс отобранные скудетто), чемпион Европы U21, вице-чемпион Европы 2012 года. Он четыре раза назывался лучшим вратарем мира, он - лучший вратарь десятилетия 2000-2009. А еще рекордсмен - 973 минуты без пропущенных голов.
С возрастом он изменился. Изменилась его манера разговаривать. Быть капитаном Ювентуса и сборной Италии стало для него обычной вещью, и теперь чаще всего Буффон использует слово "уважение". К себе, к другим, уважение других по отношению к нему.
- Недавно Sportweek назвал тебя самым сильным итальянским футболистом всех времен. А кого из игроков ты любил больше всего?
"Их было много, но больше всего меня поразил и повлиял на мою карьеру вратарь Камеруна на чемпионате мира 1990 года в Италии: Томас Н'Коно. Я уже много раз рассказывал об этом - возможно, благодаря нему я стал голкипером".
- Почему?
"Именно во время того мундиаля я впервые подумал, что хочу играть в воротах. Мне было 12, и я влюбился не в Марадону или Линекера. Даже не в Роже Милла, лидера сборной Камеруна. Я выбрал 34-летнего Н'Коно, он снился мне, он изменил мою жизнь. Этот вратарь выбивался из схем, он фантастически играл кулаками, я такого никогда не видел. Мой отец тогда сказал: "Попробуй, Джиджи, поиграй год в воротах, потом вернешься в полузащиту". Но я стал в ворота и больше их не покидал.
- Многие считают, что прошлый сезон был лучшим в твоей карьере. Как ты сам его оцениваешь?
"Я очень самокритичен. Бесспорно, я провел хороший чемпионат, он войдет в историю рядом рекордов, которые нам с одноклубниками удалось установить: рекорд непробиваемости, серия без поражений, пятое скудетто. В общем, чего-то нам все-таки удалось добиться".
- Ты переживал, когда не попал в список претендентов на Золотой мяч?
"Нет".
- Ты не думаешь, что за 20 лет карьеры, выиграв 17 трофеев и став чемпионом мира, заслужил Золотой мяч?
"Сложно говорить, что я заслужил и не получил. Я чувствую себя довольным, удовлетворенным тем, чего добился, но по-прежнему хочу побеждать во всех турнирах, где принимает участие моя команда. Оборачиваться назад - не моя черта характера. Нужно идти вперед, шаг за шагом".
- Есть какая-то ошибка, о которой ты постоянно вспоминаешь и не можешь себе простить?
"Ошибки - часть нашей работы, их допускают все. Если говорить о моментах, где я мог повести себя иначе, то я бы отметил реакцию на ничью с Баварией - я был настроен слишком пессимистично. В будущем я попытаюсь вести себя более спокойно и рационально в таких деликатных ситуациях".
- А лучший сейв?
"К счастью, я могу с гордостью вспомнить много сейвов. Но всегда выделяю три: Италия - Парагвай в Парме, мне тогда было 19 лет. Парма - Интер в 2000-м, удар Рекобы. И удар Зидана в финале чемпионата мира-2006.
- Как изменился Буффон?
"C возрастом ты более тщательно относишься к тренировкам, учишься концентрироваться на том, чтобы работать над собой. Приходит понимание того, насколько важно держать себя в форме, как сильно хорошая тренировка влияет на качество игры".
- Зрелость зависит только от возраста?
"Скажу так - возраст очень помогает. В 38 лет я живу и смотрю на мир совсем не так, как в молодости. Это вполне нормально. Это естественная эволюция человека. Знаете, что очень приятно? Быть капитаном, лидером раздевалки, где все намного моложе тебя".
- Как ты считаешь, ты можешь стать еще сильнее?
"Конечно. Всегда есть над чем работать: сосредоточенность, сила духа, самоотверженность на тренировках. Одним словом - профессионализм. Не верю, что профессионал скажет, что он не может стать сильнее".
- Ты говорил, что завершишь карьеру в сорок лет. Уже думаешь о том, что делать дальше?
"До этого "дальше" еще два года, которые нужно отыграть на максимуме - ведь побеждать будет все тяжелее, конкуренты становится лучше и лучше. И в Италии, и в Европе. У меня пока нет конкретных проектов на будущее, есть время, чтобы все взвесить и выбрать лучший вариант".
- Также ты говорил, что не хочешь быть тренером, но со сборной бы поработал. Почему?
"Этот слух раздули из моей шутки по поводу того, что я могу стать следующим тренером Италии. С улыбкой я ответил, что это было бы прекрасно, что в будущем я мог бы возглавить сборную Китая или США".
- Ты чувствуешь себя символом?
"Я предпочитаю разделять личную жизнь и все, что касается спорта. Объясню подробнее: я абсолютно обычный человек, с недостатками, как и все. Если же говорить о моей карьере в футболе, то я считаю, что добился невероятного успеха благодаря профессионализму и самоотверженности. С этой точки зрения я могу быть примером для подражания и горжусь этим".
- О чем ты жалеешь?
"Это загадочный вопрос. Вы знаете кого-то, кто ни о чем не жалеет? Лично я - нет. Конечно, я принадлежу к категории людей, которые в жизни экспериментировали и ошибались. И конечно - в какие-то моменты - я жалею о допущенных ошибках. Но я уверен, что ошибка - это обязательный элемент личностного роста".
- Все видели, как ты во всю глотку пел гимн Ювентуса в последнем матче чемпионата против Сампдории. Ты болельщик?
"Безусловно. Я преданный болельщик своей работы".
- Что означает быть капитаном Ювентуса?
"Быть представителем клуба, отождествлять себя с ним, быть примером каждый день, демонстрировать, что означает носить эту форму, как важно представлять Ювентус перед миллионами тифози. Когда ты становишься капитаном, это означает, что ты провел в ней уже какое-то время. Я не могу не радоваться тому, что стал важным для этой команды, для этого клуба. А еще больше я рад тому, что болельщики гордятся, что именно я представляю Юве".
- А что означает быть капитаном сборной?
"Принцип тот же. Ювентус - один из самых известных клубов мира, самый любимый у итальянцев. Но сборная - это другая вселенная. Представлять свою нацию - это привилегия".
- Евро-2004, твой первый чемпионат Европы в роли основного вратаря. Ты недавно говорил, что матч с Данией стал переломным в твоей карьере. Почему?
"У меня был сложный период в жизни. Я очень боялся провалиться. Благодаря таланту и везению я провел хороший матч. И все изменилось. Я помню состояние шока, эмоции, которые переживал, когда отбивал опасные удары соперников. После финального свистка впервые за полгода у меня не дрожали ноги - ко мне возвращались силы и уверенность. Я будто заново родился. Матч закончился со счетом 0:0, все злились, кроме меня".
- Тот турнир для Италии завершился быстро: отчасти по вине команды, отчасти - из-за ничьей Дании и Швеции, которая устраивала обе сборные. Как ты воспринял такой вылет?
"Мы должны быть сосредоточены только на себе, работать над тем, чтобы стать лучше, а не смотреть на другие команды. Если бы добились результата в предыдущих играх, то не зависели бы от матчей наших соперников".
- Футбол жесток?
"Как любой другой спорт. К сожалению или к счастью, побеждает всегда один. И не всегда самый сильный. Но в этом красота, а не жестокость спорта".
- Чемпионат мира 2014 года оставил шрамы или уже забылся?
"Никаких шрамов. Это был опыт, а опыт всегда помогает. Каждый матч делает тебя более зрелым, ты растешь, становишься лучше. Италия - исторически крепкая сборная, которая может добиваться результата благодаря силе коллектива".
- С момента победы на чемпионате мира прошло десять лет. Воспоминания о нем свежи до сих пор?
"Такое сложно забыть, хотя, как я уже не раз говорил, я смутно помню подробности того вечера в Берлине. Какие-то вспышки, кадры. Хотелось бы четко помнить все, снова это пережить. Но я прихожу к одной простой мысли: это был вечер, который я действительно прожил. И это важнее воспоминаний".
- Чего стоит победа со сборной?
"Очень многого. Это великолепное ощущение - понимать, что ты сделал счастливым целую страну. Это невозможно передать или с чем-то сравнить".
- Ты помнишь, как накануне того мундиаля критиковали сборную? Никогда не было желания ответить тем, кто это делал?
"Как такое забудешь. Но никакого желания "отомстить" у меня не было. Удивительно, но именно критика помогла нам сплотиться и добиться чего-то особенного".
- Ты говоришь, что попал в ворота практически случайно. А смог Джанлуиджи Буффон добиться успеха, если бы не стал вратарем?
"Не знаю. Это невозможно представить. В поле я был не так уж плох, но не думаю, что моя профессиональная карьера сложилась бы очень успешно".
- Нойера называют революционером среди вратарей. Но ты делал то же, что и он 15 лет назад...
"Нойер - отличный вратарь. Нет смысла проводить параллели. У каждого спортсмена, каждого человека, каждого профессионала есть свои особенности, которые делают его уникальным".
- Ты часто говоришь о "вызовах". Насколько тебе нравятся вызовы?
"Вызов - фундаментальный аспект карьеры спортсмена. Каждый, кто ставит перед собой серьезные цели, бросает себе вызов. Для меня это вопрос характера: мне нравится испытывать себя, мериться силами с соперниками, пытаться прогрессировать".
- Ты говорил, что в возрасте 18-20 лет понял, что нужно что-то менять. Что именно?
"Я осознал, что необходимо вырасти. Я говорю о Джанлуиджи, а не о Буффоне. О молодом парне, а не о вратаре. Я понял, что нужно оставить хвастовство в прошлом, этого не должно быть внутри раздевалки, где царит баланс".
- Но в 20 лет человек имеет право ошибаться?
"Я считаю, что такое право есть в любом возрасте. Как я уже говорил, ошибки очень важны для роста человека".
- В молодости тебя немало критиковали. Что задевало больше всего?
"Я был хвастуном, и за это меня части осуждали. Иногда слишком, но я уверен, что нынешнего Буффона - прежде всего человека, а потом уже спортсмена - не было бы без этой критики".
- Что для тебя значит самопожертвование?
"Это один из важнейших элементов вызова. Мы уже говорили о том, что такое вызов, его невозможно преодолеть без усилий, без сложностей. Каждый, кто идет на это, должен отказаться от чего-то важного. Нет другого пути к успеху".
- Буффон - одиночка?
"Нет. Буффон - зрелый человек, который умеет найти в своей личной жизни пространство для моментов, когда хочет побыть сам. Но в целом я предпочитают домашнюю семейную атмосферу, а не светскую жизнь".
- Ты все еще вспоминаешь свой рекорд непробиваемости или это перевернутая страница?
"Он в прошлом, это точно. Я никогда не любил цифры и статистику. Очевидно, что мне приятно от этого достижения, но даже этот рекорд вратарь должен разделить со всей командой. Я говорил об этом, я писал об этом, я уверен в этом - только благодаря моим партнерам я смог превзойти Росси".
- У тебя еще остались какие-то цели?
"Много. Личных и карьерных. Я хочу сыграть на чемпионате мира в России, продолжать побеждать в Италии и в Европе с Ювентусом".
- Когда ты видишь, как молодого вратаря критикуют за ошибку, что думаешь?
"Это нормально. С этого все начинается. Осознав свои слабые стороны, он будет работать над тем, чтобы от них избавиться".
- Есть молодые голкиперы - в Италии или в Европе - которые тебе особенно нравятся?
"Их много, сложно перечислить, потому что я точно кого-то забуду, а не хотелось бы. Итальянская школа после нескольких проблемных лет снова работает прекрасно - начинают появляться очень перспективные игроки".
- Что важнее: уметь побеждать или уметь проигрывать?
"Уметь проигрывать".
Интервью журнала Undici.