Глава девятая. Первый тренерский опыт. Часть первая
После двадцати лет на поле сложно осознавать, что тебе нет необходимости готовиться к старту нового сезона. Я чувствую себя дезориентированным, но в то же время полным энергии. У меня нет ни малейшего намерения отходить от дел: смотреть матчи, лежа на диване, или комментировать их на телевидении.
В Ювентусе в разгаре революция имени Капелло: новые идеи, новые методы тренировок, новые футболисты. Через несколько месяцев после его назначения я приехал на тренировку команды, меня представили Фабио, мы начали разговор о клубе, об амбициях Юве, о том, какой он видит игру коллектива.
«Чем ты сейчас занимаешься?» - неожиданно спрашивает он.
«Собираюсь записаться на тренерские курсы в Коверчано».
«Хочешь стать тренером… Чувствуешь, что это твое?».
«Мистер, я хочу попробовать. Я даю себе несколько лет, чтобы возглавить большую команду. Если не получится, то я сдамся».
Я всегда об этом думал и очень искренне общаюсь с Капелло. Он понимает, откуда берут начало мои амбиции. Улыбается и говорит: «Тебе хотелось бы работать здесь, в моем штабе?».
«Мистер, это была бы честь для меня. Я согласился бы, не раздумывая», - я чувствую его доверие, ощущаю новые стимулы, будто заново рождаюсь. Но энтузиазма хватает ненадолго. Клуб накладывает вето, вспоминая старый конфликт – ситуацию с моим последним контрактом футболиста. Франко Чераволо, глава молодежного сектора Юве, предлагает мне работать на него, ездить по Италии, искать для клуба юных талантов. Я соглашаюсь, даже начинаю делать это бесплатно. Через некоторое время появляется вариант, при котором я могу возглавить Примаверу бьянконери. Но и тут не доходит до конкретики. Очередное разочарование – уже которое по счету всего за несколько месяцев.
Летом 2004-го я переворачиваю страницу и поступаю на тренерские курсы Коверчано, как и планировал. У меня такое ощущение, будто я за стеклом и наблюдаю, как карусель начинает свой разбег без меня. Я нахожу в себе силы не останавливаться, говорю себе, что единственная возможность идти дальше – поставить цель и быстро ее добиться. Начинаю с тренерской лицензии Первой категории.
В июле следующего года телефон наконец-то начинает звонить. Это Джорджо Перинетти, спортивный директор Сиены.
«Антонио, мистер Де Канио хочет видеть тебя в своей команде, помощником. Мы также приглашаем Ветроне, тренера по физподготовке…». По правде через несколько дней я узнаю, что именно Ветроне посоветовал меня Де Канио. Но я не принимаю предложение Перинетти. Объясняю ему, что сомневаюсь, будто смогу быть в тени кого-то.
«Директор, без обид, но я не уверен».
Я продолжаю учиться в Коверчано.
Через несколько дней звонит Лучано Моджи: «Антонио, ты сошел с ума? Сиена – отличный шанс. Если ты хочешь начать тренировать, то не должен отказываться».
«Директор, это вы мне говорите? Вы обещали мне должность тренера Примаверы, а теперь указываете, что я должен делать? Я не хочу быть помощником».
Он настаивает: «Нет, послушай меня. Тебе нужен опыт. Я советую тебе согласиться».
Проходит два дня, и меня снова набирает Перинетти. Мы разговариваем, и я уверен, что ставлю точку в этой беседе, прося завышенную зарплату.
Его это, однако, совсем не смущает: «Увидишь, мы договоримся о хорошей сумме».
С этого момента я начинаю серьезно размышлять над ситуацией – вижу, что в Сиене действительно очень хотят меня видеть, делают так, что я чувствую себя важным. Перинетти убеждает меня поговорить с самим Де Канио. Когда мы встречаемся в Сиене, оказывается, что он не только очень приятный человек, но и большой болельщик Ювентуса. Мы сразу ладим. Последний довод – возможность снова работать с Вентроне. В конце концов, я соглашаюсь стать «подмастерьем», но сразу даю понять Де Канио, о чем думаю: «Джиджи, хочу быть откровенным с тобой. Я буду твоим помощником, однако моя цель – быть главным тренером. Если появится шанс, я им воспользуюсь». Мы жмем руки, это начало долгой дружбы.
Подписание контракта с Сиеной совпадает с важным моментом в моей жизни – мы с Элизабеттой начинаем жить вместе. Наши отношения крепнут, мы вместе уже несколько месяцев. Когда я принимаю решение о переезде, она поддерживает меня: «Я сейчас не работаю. Я хочу поехать с тобой, быть рядом. Думаю, я найду, чем там заняться». Конечно, мне очень хочется, чтобы Элизабетта отправилась со мной в мое первое путешествие в роли тренера. Дело сделано.
Методы работы Вентроне вызывают в команде неоднозначную реакцию. Джампьеро – не только первоклассный специалист, но сложный человек, сильная личность. Однако я в него верю, подготовка, которую мы прошли под его руководством в Ювентусе была одним из определяющих моментов победного цикла. Так что я стараюсь успокоить всех, говорю, что все эти невероятные нагрузки оправданы. Присутствие в составе ветеранов Юве (например, Тудора) и молодежи, которая прошла через туринскую команду ( Бакини, Паро, Легротталье), частично облегчает мое задание.
Наша цель – выживание, сохранение прописки в Серии А на третий год кряду. Сезон начинается с матчей Кубка Италии: мы проходим первые два тура, но в третьем уступаем дома Аталанте, выступающей в Серии Б. Это достаточно, чтобы вызвать переполох. 21 августа, до старта чемпионата еще неделя, но проблем уже хватает. После матча мы с Вентроне и тренером вратарей Франческо Анеллино идем поужинать в Nonno Mede, «официальный» ресторан клуба. Неожиданно появляются президент и еще несколько работников клуба. Один из них подходит к нашему столу и начинает разносить в пух и прах всех и вся: Де Канио, футболистов, методы тренировок… Мы становимся на защиту Джиджи: «О чем вообще речь? Мы работаем вместе месяц, дали невероятные нагрузки, нужно подождать, чтобы увидеть результат».
Мы продолжаем, но удерживать равновесие непросто. Как часто бывает, когда начинаются трудности, возникает недопонимание, с которым мы пытаемся справиться так, чтобы все остались довольны. На поле результаты работы видны, и мы завершаем чемпионат, обеспечив себе выживание за два тура до окончания первенства. Матч, по итогам которого становится известно, что Сиена не вылетит – встреча с Ювентусом.
Неделя перед игрой проходит очень напряженно. Ювентусу Капелло нужны очки, чтобы побороться за скудетто, нам – чтобы выжить. Мы, конечно, настроены на результат, но к десятой минуте проигрываем 0:3. Тифози начинают протестовать, обвиняя всех, начиная с президента, но больше всего достается бывшим игрокам Юве, которые играют за нас. Не забывают и обо мне с Вентроне: за всю карьеру я никогда не слышал, чтобы болельщики освистывали помощника главного тренера и тренера по физподготовке. Результат не меняется до конца матча, но победа Реджины над Мессиной позволяет нам спастись. Я наблюдаю невероятную сцену: половина стадиона празднует, половина – свистит.
Поражение от Юве имеет серьезные последствия. Клуб не продолжает контракт мистера, и Перинетти просит меня подождать несколько дней, чтобы понять, как собирается действовать президент. В итоге он сообщает мне о решении: «Извини, Антонио, но ты свободен. Мы движемся в другом направление». Сиену принимает Марио Беретта.
Я собираю чемоданы и возвращаюсь в Турин. Передо мной открывается очередная перспектива лета полного неопределенности. Чтобы не переживать о своей карьере, я стараюсь проводить больше времени с Элизабеттой, она единственный человек, которому удается меня успокоить. Однажды мы с ней бродим по магазину Ikea, и мой телефон звонит. Неизвестный номер. Я отвечаю – это Эрманно Пьерони, спортивный директор Ареццо. Он говорит, что сборы начинаются через два дня, а руководство клуба до сих пор не решило, кому доверить команду.
«Мистер, у нас есть общий друг. Вас мне посоветовал Лука Петраки…».
Лука! Старый дружище из Лечче!
«Лука был очень настойчив: «Вы должны назначить молодого тренера». И назвал ваше имя. Я доверяю своим друзьям и хочу с вами встретиться».
Если бы я искал повод побыстрее убраться из Ikea, лучшего не придумаешь.
Продолжение следует.