Дело всей жизни Брайана Ломакса
Безусловным и очевидным фактом является то, что положение вещей в нынешнем английском футболе, в особенности в Премьер-лиге с ее засильем клубов, принадлежащих иностранным бизнесменам и консорциумам, далеко от справедливой конкурентной борьбы за футбольные призы.
Брайан Ломакс, который умер 2 ноября в возрасте 67 лет, был страстным и последовательным борцом за освобождение клубов от единоличных владельцев и возвращение их к той форме существования, которая была привычной и естественной для Англии в момент зарождения футбола.
Ломакс мечтал, чтобы каждый клуб Англии, как его любимый "Нортхэмптон", чего он добился еще в 90-х, был ближе к тем, кто и является всей солью футбола – к болельщикам. Ломакс вдохновил целое поколение активных болельщиков, с которыми делился практическим опытом, советами и посильной помощью, которую оказывала сформированная им организация Supporters Direct.
Получивший образование в Кембридже и на протяжении всей своей жизни занимавшийся политикой в либерал-демократической партии, Ломакс был из тех активистов, которые предпочитают пустопорожним речам реальные дела. Именно он смог направить праведный гнев болельщиков после очередного поражения "Нортхэмптона" в правильное русло, чтобы привычный гневный ропот смог выйти за границы паба и привести к тому, что болельщики "сапожников" стали реально влиять на жизнь своего любимого клуба.
Принимавший участие в различных благотворительных организациях Брайан занимался в то время созданием регбийной команды в колонии, работая там в качестве офицера социального обеспечения. Параллельно он смог добиться того, что поклонники "Нортхэмптона" собрали средства и выкупили 8% акций родного клуба, обеспечив соглашение с новым советом о том, что его председатель будет избираться демократическим путем, а у каждого вложившего деньги в клуб болельщика будет право голоса на выборах.
То, что болельщики могут влиять на жизнь своей любимой команды, Брайан понял еще в юном возрасте. Когда ему было семь лет, он настолько активно поддерживал скромную команду "Олтринчем", что однажды оказался единственным ее поклонником на выездном матче с "Нортвичем", приехав туда на велосипеде.
Узнав о том, что семилетний мальчик, часто под дождем, путешествует за командой, ее игроки уговорили руководство выделить ему персональное место в автобусе. Впрочем, получив более комфортный способ болеть за команду, Брайан не получал должных положительных эмоций – в 1960 году "Олтринчем" проиграл 22 матча кряду и стал на грань не только вылета, но и ликвидации.
Тогда 11-летний Ломакс написал письмо в местную газету, длиной в шесть страниц, прочитав которое, выкупить клуб решились два местных бизнесмена Ноэль Уайт и Питер Свейлс. Болельщики "Манчестер Сити" были поражены той страстью, которую питал к клубу Брайан, и именно это письмо стало причиной возникшего у них желания помочь "Олтринчему" и спасти его от ликвидации.
Бизнесмены привели в клуб нескольких бывших игроков сборной, посещаемость взлетела до небес, а Брайан почувствовал реальную силу болельщицкой активности. Он, еще будучи мальчиком, стал настоящей легендой, и этот опыт остался с Брайаном навсегда.
Далее он изучал теологию в Кембридже, увлекся регби, занимался на благотворительных началах обеспечением временного жилья для бывших преступников, помогая им интегрироваться в общество. В процессе этой работы он зарегистрировал общество "Мэйдэй", которое занималось делами бывших заключенных.
С "Нортхэмптоном" же Брайана связала его дочь Эмили – когда он взял ее в возрасте девяти лет на матч этого клуба, Эмили внезапно воспылала любовью к "сапожникам" и в течение последующих восьми лет заставляла отца поддерживать не только "Олтринчем", но и "Нортхэмптон" – дома и на выезде.
Естественно, когда в 1992 году клуб оказался в беде, Ломакс, опять же по просьбе дочери, объяснил его поклонникам, как они могут спасти стоящую на грани банкротства команду – 600 человек вошли в первый траст болельщиков, а два их представителя были избраны в совет директоров – одним из них, конечно же, был Ломакс. Главное чего хотел Брайан – показать, что болельщики, приходящие на стадион, несут ответственность за свой клуб и просто обязаны заниматься вопросами его жизнедеятельности, если не хотят, чтобы он был игрушкой в руках бизнесменов-самодуров.
Долгое время он был одиночкой в этом деле, но та модель доверительных отношений между клубом и болельщиками, которую он создал в "Нортхэмптоне", потихоньку стала распространяться и на других, с посильной помощью созданной Ломаксом организации Supporters Direct. В этой организации Ломакс собрал всех своих единомышленников, которые были впечатлены его деятельностью.
Supporters Direct приходила на помощь клубам, которые оказывались в беде. Так уж получается, что болельщики не проявляют активности до тех пор, пока у них не хотят отобрать клуб, как было в случае с "Уимблдоном", перевезенным в Милтон Кейнс, или ликвидировать его, как случалось в подавляющем большинстве случаев.
Особенно Supporters Direct стала востребованной после банкротства телекомпании ITV Digital, которая спровоцировала множество финансовых проблем в маленьких клубах Футбольной Лиги. Обещанные телевизионщиками деньги от продажи прав на телетрансляции были заложены в бюджет и потрачены, но перестали поступать, как только компания обанкротилась.
С того момента тресты болельщиков стали возникать, как грибы после дождя – Ломакс помогал спасать "Суонси", которым и до сих пор руководит тот же совет директоров, который был избран демократическим путем в момент, когда валлийские "лебеди" едва не вылетели из Футбольной Лиги, получив руку помощи от фанов, выкупивших 20% акций "Сити".
"Юнайтед оф Манчестер", АФК "Ливерпуль", "Красные Рыцари", желавшие выкупить у Глейзеров "Манчестер Юнайтед" – все они получали помощь от Ломакса, заслуги которого признали даже в УЕФА, пригласив его войти в комитет по "Финансовой справедливой игре". Всего в общей сложности Ломакс помог 50-ти клубам, но некоторые из них, получая помощь от болельщиков, позже возвращались к ущербной практике единоличного владения – так было с "Честерфилдом", "Йорком", "Ноттс Каунти".
Целью Ломакса было превращение болельщиков из терпеливых обывателей в платежеспособных владельцев собственных клубов. Он насмехался над идеей о том, что футбол это всего лишь шоу-бизнес, в которой акционеры имеют право делать все что угодно с командами, которые принадлежат им. Брайан всегда видел в футболе социальную важность и считал, что клубы, которые сформировались такими же энтузиастами как он и жили за счет своих болельщиков, должны принадлежать тем, кто заполняет стадионы.
Кое-что у него получилось – более 30-ти клубов Англии сейчас живут по "модели Ломакса", но сколько еще он мог успеть сделать, скольким клубам мог помочь изменить жизнь к лучшему…
К примеру, те же фаны "Лидса", которые уверенно заявляли о желании выкупить свой клуб у Массимо Челлино растерялись, как только не стало Брайана. Впрочем, организация Supporters Direct, созданная им продолжает работать при поддержке его многочисленных единомышленников, а значит, дело всей жизни Брайана Ломакса будет жить.