Глава шестая. Возвращение Липпи. Часть первая
Сезон 2000/01, второй под руководством Анчелотти, завершился без скудетто. На этот раз мы отстали на два очка от Ромы Капелло, вырвавшей ничью на Деле Альпи в матче, который мог вернуть интригу в борьбу за чемпионство.
А после игры первого круга против Ромы случился один из самых неординарных и незабываемых случаев в моей ювентийской истории. 22 декабря, последний матч перед рождественскими каникулами. Я встретился со старым другом Антонио, которого знал с детства. Мы планировали переночевать в Риме, а утром на самолете полететь в Бриндизи и оттуда поехать в Лечче. Матч с Ромой завершился ничьей 0:0, и мы решили "пойти в ночь". Иногда можно позволить себе повеселиться. Мы вернулись в отель в пять утра. Только я успел уснуть, как в комнате зазвонил телефон. Мой друг протянул руку, ему каким-то образом удалось взять трубку и произнести загробным голосом: "Алло?".
"Алло. Это дом Аньелли. Синьор Конте там?".
"Эммм… Кто?".
"Это дом Аньелли. Дайте трубку Антонио Конте, пожалуйста. Адвокат хочет с ним поговорить".
Мой друг в панике закрыл трубку рукой: "Антонио, тут такое дело: или надо мной решили подшутить, или действительно звонит Адвокат Аньелли и хочет с тобой поговорить".
Как только я услышал это имя, тут же вскочил с постели, посмотрел на часы: 6:30. "Дай мне телефон!", - нервно сказал я.
"Да, алло, это Конте".
"Доброе утро. Секундочку, сейчас подойдет Адвокат".
Я подождал несколько мгновений. "Доброе утро, Конте, как ты? Ты же не спишь?"
Как ему удалось отследить меня – загадка. У меня закрывались глаза, но нужно было сделать вид, что я бодр.
"Ничуть, Адвокат, я уже проснулся. Через два часа еду в Фьюмичино, у меня самолет до Бриндизи".
Для Аньелли день уже давно начался, он успел почитать газеты, он знал обо всем. "Ты доволен результатом вчерашнего матча?" - спросил Адвокат.
"Ну, это точно был наш не лучший матч". Мы обсудили упущенные шансы, то, что мы могли сделать, но не сделали.
"Хорошо, что мы не проиграли, - подвел он итог. – Хороших праздников, Конте. Передай поздравления семье".
Таким был Адвокат. Президент даже на расстоянии.
В конце этого бесславного сезона клуб сменил Анчелотти на вернувшегося Марчелло Липпи. В прошлом между нами было некоторое недопонимание. Но я спокойно воспринял приход мистера и как всегда был готов помочь ему и команде.
Возвращение Липпи – не единственная неожиданность лета 2001 года. В команде произошла настоящая революция: за деньги, вырученные от продаж Зидана в мадридский Реал и Индзаги в Милан, были приобретены Недвед и Тюрам, а также молодой Буффон, вратарь с фантастическими перспективами.
Когда ты выходишь на поле с Павелом Недведом, то знаешь, что у твоей команды на одного игрока больше, чем у соперника. У каждого случаются провальные матчи, игры, в которых не удалось выложиться на сто процентов. Но не у него. Он всегда на высоте. На тренировках он лучший. А если тренировки не запланированы, то он надевает спортивный костюм и сам пробегает десять километров.
Лилиан Тюрам – пример центрального защитника, о котором мечтает любой тренер: сильный, быстрый, техничный, умный. Исключительный игрок.
Многие болельщики были недовольны продажей Зидана, но новички быстро влились в команду, а костяком оставались мы – ветераны, которые все еще стремились побеждать. Но случилось кое-что, что мне абсолютно не понравилось. У меня окончательно забрали капитанскую повязку – ее получил Дель Пьеро. Очень жаль. Мне хотелось самому провести исторический обряд передачи капитанства, а не просто принять это как должное. Но на протяжении сезона Липпи вновь выбирал меня капитаном, и мне удалось внести свою лепту в успехи команды.
Этот чемпионат завершился в один из самых памятных дней в истории Ювентуса – пятого мая. У нас был один шанс из тысячи на то, чтобы стать чемпионами. Интер играл в Риме с Лацио и в случае победы брал титул. Мы в гостях встречались с Удинезе, должны были выигрывать, но понимали, что этого, скорее всего, будет недостаточно. Оставалось только надеяться. Мы сделали то, о чем говорили всю неделю: стартовали решительно, чтобы оказать давление на Интер. Не прошло и 15 минут, как мы уже вели 2:0. Теперь от нас уже ничего не зависело. Мы продолжали играть, но мыслями были в Риме. И на Олимпико произошло невероятное. Первый тайм был полон эмоций и завершился 2:2. По ходу второго в курсе событий нас держали Мареска и гул наших тифози, которые приехали в Удине. Энцо повторял всем, кто к нему подходил: "Они проигрывают! Они проигрывают!".
И они проиграли.
Финальные результаты: Удинезе – Ювентус 0:2, Лацио – Интер 4:2. Мы – чемпионы Италии, Интер финиширует третьим, пропуская вперед Рому. На поле и на трибунах взрыв радости, праздник начался.
Это скудетто было неожиданным, чемпионат с удивительной и приятной развязкой.
В мае я, к сожалению, не попал в заявку сборной на чемпионат мира в Японии и Южной Корее, несмотря на то, что провел отличный конец сезона. Но Италию тренировал Трап, как я мог на него обижаться?
Через несколько недель Моджи и Джираудо пригласили меня в офис клуба, чтобы обсудить продление контракта. Атмосфера была спокойной, выражения лиц расслабленными.
Мы сели за стол, и Моджи сразу перешел к делу: "Антонио, подписываем контракт на три года. Так и так…". Удивительно, но последний контракт мог стать самым выгодным в моей карьере. Был, однако, пункт, с которым я не был согласен: продолжительность. Совершенно спокойно я ответил: "Слушайте, давайте остановимся на двух. Я хочу иметь возможность оценить все, понять, будет ли у меня мотивация продолжать через два года".
Моджи и Джираудо обменялись взглядами, как бы говоря: "Да он сумасшедший". Они настаивали, но я был настроен решительно и в конце концов добился своего: контракт на два года с опцией продления на третий.
В следующем сезоне мы вновь стали чемпионами, на этот раз обошлось без впечатляющей развязки. Наше преимущество было очевидным, небольшие проблемы возникли в декабре, когда мы проиграли два матча подряд – в Брешии и Риме против Лацио, но в начале нового года все вернулось на круги своя. Мы побеждали, и уже в марте стало очевидно, что скудетто будет нашим. Мы выиграли чемпионат за два тура до финиша, сыграв дома вничью 2:2 с Перуджей.
Главным событием того сезона стал финал Лиги чемпионов – в Манчестере мы встретились с Миланом. Это был четвертый финал ЛЧ в моей карьере. Две итальянские команды в решающем матче, большая редкость.
Наш путь в Манчестер получился невероятно эмоциональным. Мы легко выиграли первую группу, но во втором групповом турнире серьезно рисковали, набрав столько же очков, сколько и Депортиво с Базелем, и отстав на шесть пунктов от МЮ, который обыграл нас 2:1 на Олд Траффорд и 3:0 в Турине. Мы прошли дальше только благодаря разнице забитых и пропущенных голов. К счастью, лучшие матчи были впереди. В четвертьфинале нам попалась Барселона. Матч в Турине закончился плохо: Монтеро в первом тайме забил самый важный гол в жизни и вывел нас вперед, но за 15 минут до конца игры Савиола завершил неожиданную контратаку – 1:1, до встречи в Барселоне. Мы должны были показать, на что способны. Камп Ноу – это ад, но мы никого не боялись. Мы хорошо подготовились к игре, знали, что они начнут мощно, попытаются раздавить нас. Но также мы знали, что Клюйверт, Савиола, Овермарс и Луис Энрике одновременно на поле – это роскошь, за которую Барселона может дорого заплатить. Необходимо было выстоять, дождаться момента для удара. В первом тайме было очень сложно, они превосходили нас в скорости. Нашим единственным нападающим был Ди Вайо, но мы никак не могли создать для него момент. Время шло, мы были куда ближе к тому, чтобы пропустить, чем забить, но на перерыв ушли при счете 0:0.
Начался второй тайм, и Недвед забил фантастический гол: ассист Давидса, проход Павела и точный удар низом в ближний угол. 1:0. Казалось, что мы прибавили, но через десять минут Хави сравнял счет. Все с начала. Барселона вновь завладела преимуществом, а когда за десять минут до конца игры был удален Давидс, казалось, что все кончено. Завершилось основное время, первый тайм дополнительного – результат не менялся. До серии пенальти оставалось пять минут, когда Биринделли прошел по правому флангу, навес, и Салайета отправил мяч в ворота. Мы победили 2:1.