Стролл спас "Астон Мартин" от банкротства и возвращает его в Формулу-1
31 января 2020 года "Астон Мартин" сообщил о том, что заключил соглашение с канадским миллиардером Лоренсом Строллом на 500 миллионов фунтов стерлингов. В соответствии с договором, британский бренд теперь будет использоваться в Формуле 1.
Эта сделка спасла Aston Martin, который многим известен в первую очередь как создатель автомобилей Джеймса Бонда. Британский производитель был на грани краха, поскольку огромные долги могли привести его к банкротству в восьмой раз за 107-летнюю историю бренда.
60-летний Стролл возглавляет консорциум, который инвестирует 182 млн фунтов, приобретая 16,7% акций "Астон Мартин", а также обязуется инвестировать в развитие автомобильного производителя 318 миллионов фунтов. При этом 55,5 млн будут инвестированы немедленно.
Стролл неоднократно инвестировал в популярные бренды, такие как Ральф Лорен и Майкл Корс. По оценкам Forbes, его капитал составляет 2,6 млрд долларов. В августе 2018 года бизнесмен вместе с группой инвесторов купил за 90 миллионов фунтов гоночную команду Force India, которая позже за 15 миллионов стала Racing Point (полное название - Racing Point Force India).
Консорциум Стролла включает деловых партнеров Лоренса по многим инвестициям в индустрии моды, на которых канадец сделал свое состояние. Также среди них есть Энтони Бэмфорд, председатель британской компании JCB, которая среди прочего известна своими политическими пожертвованиями Борису Джонсону.
Команда F1 "Рейсинг Пойнт", контролируемая Строллом, станет заводской командой Aston Martin как минимум на 10 лет, начиная с сезона 2021 года.
Новые акции компании оценены в 4 фунта за штуку. Это намного ниже того показателя IPO в 19 фунтов за акцию, с которым Aston Martin вышел на фондовый рынок. Такие цифры стали результатом плохих продаж "Астон Мартин". Это в свою очередь привело к тому, что компания вместо ожидаемых при выходе на фондовый рынок 5 миллиардов имеет стоимость 918 миллионов фунтов стерлингов.
После того как было объявлено о сделке Стролла и Aston Martin, акции британского производителя подскочили на 25%, поднявшись на 106 пунктов - до 508 пунктов, но и это всего лишь четверть от изначальной цены в 19 фунтов.
Изменения на фондовом рынке вызвал успешный запуск DBX, первый внедорожник от "Астон". Ожидается, что он поступит в производство весной. Компания рассчитывает, что DBX в конечном итоге удвоит годовой объем продаж. Тем не менее на акции Aston Martin также повлияло строительство нового завода в Южном Уэльсе, который потребовал больших инвестиций еще до поступления доходов от продажи нового автомобиля.
Руководство "Астона" заявило, что теперь, пересмотрев свою деятельность, компания сократит инвестиции в электромобили после 2025 года, а также постарается сократить свои расходы на 10 миллионов фунтов в год.
Соглашение Aston Martin и Стролла включает отставку Пенни Хьюз, председательницу компании с 2018 года. Она отметила, что трудный 2019 год не оставил "Астону" никаких вариантов, кроме как искать финансирование. Ее место займет как раз Стролл, который станет исполнительным председателем.
Энди Палмер, который останется главным исполнительным директором Aston Martin, сказал, что у компании просто кончились деньги.
В январе "Астон" сообщил, что у него было 107 миллионов фунтов, а чистая долговая нагрузка составила 885 млн, что почти в семь раз превышает его годовой доход. Большая часть этого долга составили кредиты под большие проценты, в том числе 120 миллионов фунтов, которые производитель взял в сентябре прошлого года под 12% годовых.
Сейчас компания надеется, что предстоящий запуск DBX, на который Aston Martin уже получил 1800 заказов, принесет ей столь необходимую прибыль. Также она рассчитывает на увеличение продаж после выхода в прокат нового фильма о Джеймсе Бонде - "Не время умирать" (No Time to Die), премьера которого состоится в конце марта. В Украине он выйдет 9 апреля. В нем будут представлены четыре автомобиля Aston Martin.
Несмотря на это, компания заявила, что будет продолжать сокращать свой штат, увольняя постоянных и контрактных сотрудников. Пресс-секретарь "Астона" сказал, что под сокращение попадут как минимум 300 рабочих. Позже эти рабочие места будут восстановлены, после того как завод в Южном Уэльсе выйдет на проектную мощность.
Фото: Arnd Wiegmann/Reuters