Кларенс Зеедорф: "Я знаю, как создать команду, которая будет побеждать"
- Когда ты играл, то думал, что станешь тренером?
«Да. У меня всегда было много идей, а тренеры разрешали делиться ими и обсуждать. Конечно, последнее решение принимал не я, но, мне кажется, что переход на тренерскую работу – естественное продолжение моей карьеры. Я играл в футбол и меня интересовало очень многое. Я хотел знать все о команде и о клубе – обычно игрокам не присуще такое любопытство. Причина вовсе не в том, что я старался выпендриться или быть всезнайкой. Мне действительно было интересно. Тренеры, с которыми я работал, позволяли вблизи наблюдать за «кухней». Сейчас это мне помогает. Став тренером, я даже чувствую себя свободнее».
- Твое отношение к работе напоминает исследование. Ты до сих пор не нашел идеальную для себя команду, но продолжаешь поиски. Тебе не занимать терпения.
«Я терпеливый, это правда. А вот люди вокруг – не такие. Нужно хвататься за любую возможность, чтобы проявить себя. Мне повезло попасть в Милан, но, к сожалению, всем известно, как завершилась эта история. Результаты и игры были неудовлетворительные. Все было бы иначе, если бы мне позволили работать дальше. После этого вариантов было немного. Ты ничего не можешь поделать – «тренерский рынок» работает так, как работает. Это система, с которой приходится смириться. Сейчас я хочу найти команду, с которой смогу начать сезон. Меня волнует не результат – все знают, что нужно побеждать, я рос с таким менталитетом. Нужно понять, чего ждать от проекта. Слишком часто получается так, как с Депортиво, когда тебя зовут в команде, где все совсем плохо».
- То есть, пока ты работаешь над резюме.
«Да, хочу быть на виду. Очень много тренеров сейчас без работы. Я принял Депортиво, чтобы меня заметили. Признаюсь, никогда мне не звонили с предложениями так часто, как после этих четырех месяцев».
- Зидан выиграл третью Лигу чемпионов. Говорят, что он не только классный тактик, но и большой мотиватор. Когда в команде столько звезд, важно уметь их настроить психологически?
«Психология – это чрезвычайно важно в любой ситуации. Не могу наверняка говорить о работе тренер Зидана, потому что не видел его в деле каждый день. Но мое впечатление такое – у него сплоченный мотивированный коллектив, который хотел побеждать, даже добившись больших успехов. Это – следствие работы тренера. Выходит, у Зидана получилось, несмотря на то, что в Реале очень сложно, публика там нетерпеливая и требовательная. Надеюсь, на его примере клубы поймут, что разговоры об опыте тренера… это пустая трата времени. У неопытного Зидана все вышло, а у Бенитеса, который был до него, – нет, несмотря на солидный опыт».
- Ты играл в выдающихся командах с настоящими чемпионами. Что это дало тебе как тренеру?
«Мне кажется, я знаю, из каких ингредиентов должна состоять хорошая команда. Мне известно, как создать атмосферу, которая поможет побеждать. Слово «побеждать» – главное в футбольном мире. Побеждать, побеждать, побеждать. Но что такое – побеждать? Что нужно для этого делать? Все хотят побеждать: и ты, и твой соперник. Как этого добиться, кроме тренировок? Что нужно делать за пределами поля, чтобы находиться в состоянии, которое поможет тебе показывать лучший футбол? Это работа футболистов, но как тренер я должен их стимулировать, направлять, вдохновлять. Они должны хотеть добиться совершенства. Настоящий профессионал – вне зависимости от того, футболист он или тренер, играет в топ-команде или нет – должен стремиться к совершенству. Только так можно надеяться на победу».
- В Депортиво ты делал упор на физические нагрузки. Насколько важна физическая подготовка в современном футболе?
«Раньше футбол был более «физическим». Сейчас спорт очень продвинулся вперед в плане научных достижений, подготовка вышла на невероятный уровень. И тут мы возвращаемся к тому, что я уже говорил. Если ты не готов ментально, то физическая форма не поможет. Тренировка тела – это тренировка головы. Нужно выйти за пределы своих возможностей, чтобы стать сильнее. Я много времени уделяю коммуникации – разговор важен, он помогает передать команде победный менталитет. Мои тренировки интенсивные, я думаю, что они многим не нравятся. Но уверен, что помогают прогрессировать».
- Когда ты работал с Балотелли, он быстро стал намного меньше фолить и получать меньше предупреждений. Это результат личных бесед?
«Личные беседы чрезвычайно важны. Когда ты налаживаешь контакт с футболистом, то можешь помочь ему стать лучше. Я хочу понимать своих игроков, знать, что они за люди. Если я узнаю человека со всеми его сложностями, погружусь в детали его личной жизни, мне будет легче найти ему место на поле. Общение – это важно. С Балотелли необходимо было проводить время, и мы добились результата».
- К каждому игроку особый подход?
«Так должно быть, ведь все разные. Мне нравятся принципы меритократии, но я понимаю, что футболистам нужно помогать. У каждого игрока свои стимулы, своя мотивация, и тренер должен понять, что именно побуждает его показывать лучшую форму. Одинаковое отношение ко всем вредит тем игрокам, кто еще не раскрылся полностью. Нужно обращать внимание на все детали. Важным бывает то, что происходит с игроками за пределами поля, часто свою роль играет зависть. С этим нужно бороться».
- Ты играл в грандах, Милане и Реале. Это клубы, к которым руководство относится, как к мощным компаниям. Считаешь ли ты, что тренер не должен ограничиваться только своими прямыми обязанностями?
«Тренер – центральная фигура в клубе. Он – его представитель, человек, на которого равняются. Тренер должен понимать, что ответственен не только за результаты команды. У него куда больше обязанностей. Он должен быть в курсе происходящего в клубе на многих уровнях, его решения и поступки влияют не только на игроков, но и на имидж клуба в целом. Например, когда Пато переходил в Милан, его переоценили в прессе. Милан ошибся, не справился с ситуацией – ожидания были завышены, на футболиста оказывалось слишком больше давление. Тренер должен быть хозяином ситуации».
- Появление Гвардиолы во главе Барселоны изменило все. Его футбол считают идеальным, это догма. Не кажется ли тебе, что многие тренеры слишком пытаются подражать идеям Пепа?
«Сразу скажу: я не верю в то, что тренерские методы можно просто копировать. Копия всегда хуже оригинала. Второй момент – для футбола Гвардиолы нужны лучшие игроки в мире. И это точно не единственный способ выигрывать, иначе Пеп побеждал бы в Лиге чемпионов каждый год. Но Гвардиола верит в свои идеи и применяет их в каждой команде. Он добился большого успеха, он работает с топовыми футболистами. Подражать ему – губительная идея, но это не вина Пепа. Мы сами виноваты, что больше не требуем у защитников защищаться. Теперь они должны хорошо работать с мячом и начинать атаки. Это важнее, чем надежные действия в обороне. Но необходимо соблюдать баланс. Классно, если хороший защитник обладает хорошей техникой и знает, как помочь в атаке. Но сильных защитников осталось мало. В молодежных школах теперь учат другому».
- В чем разница между футболом твоего времени и современным?
«У каждой эпохи свои фишки. Cейчас все любят останавливать мяч, ставя на него ногу. Иногда это полезно, но часто – просто модно. У современных футболистов есть время, чтобы развлекаться на поле. Но если нога на мяче, как бить? Нужно учить игроков думать головой, учить решать проблемы и делать правильный выбор. Я не хочу, чтобы мои футболисты постоянно ко мне оборачивались, спрашивая, что делать. Тренер – важная фигура. Но хорошо подготовленная команда должна знать, как играть».
- Играя за Милан и Реал, ты считал себя одни из лучших в мире?
«Да, такие моменты были. С 2004-го по 2008-й я был на пике формы. Чувствовал, что могу все. Мог сам решать исход матчей».
- Ты говорил, что общение важно. Но не кажется ли тебе, что сейчас у футболистов все общение сводится к соцсетям?
«Я считаю, что совсем неправильно критиковать соцсети. Общество меняется, нужно принимать изменения. Все привыкли говорить: а вот в мое время… Но вместо этого нужно приспосабливаться, понять новые инструменты общения и их важность. В соцсетях нет ничего губительного, если правильно их использовать. Спортсмен просто не должен быть зависим от своего телефона. Он должен контролировать технологии, а не быть под контролем. Глупо критиковать ребят. Нужно их учить».
Материал журнала Undici