Глава 5. Парма, посвящение. Часть 3
Я подписывал контракты сроком только на год, потому что, как я уже говорил, всегда думал о том чтобы завершить тренерскую карьеру. Тревога, давление, приступы гастрита все чаще давали себя знать. После каждого матча я терял один-два кг из-за стресса, своей горячности и энергии которую вкладывал в руководство командой. Я кричал, постоянно вскакивал на ноги, говорил с футболистами. Я хотел, чтобы они отдавали всех себя, выкладывались полностью, как я. Бегал вдоль линии поля, потому что хотел, чтобы они понимали - я часть команды я тружусь так же, как они.
Президент Черезини, при котором команда уже повышалась в классе и тут же вылетала, не был согласен со мной по поводу продажи двух важных футболистов. Он не хотел снова вылететь, потеряв двух сильных игроков группы атаки. Болельщики также не поддерживали мои решения, но я был настроен твердо. Габриэле, которого мы купили почти за 800 миллионов лир, никто не хотел покупать - он был слишком дорогим. Нам пришлось отдавать его в аренду. Команда становилась все моложе. Самым "старым" был бедняга Джанлука Синьорини - ему исполнилось 25. Я снова хотел видеть в составе целеустремленных и готовых на жертвы ребят, которые уже знали мои методы тренировок и понимали, чего я хочу от них на поле и за его пределами. В команде не остался Бордин, Ригетти ушел в Чезену, а Габриэле - в Луккезе. На замену им пришли Галасси (Санбенедеттезе), Сормани (Римини), Валоти (Аталанта), Бортолацци (Милан) и опытный Корти из Лацио. Что касается атаки, то Пачи перешел в Анкону, а к Росси и Мелли присоединился Фонтолан из Леньяно, а в ноябре из Брешии пришел Пьовани. Не стоит забывать о приобретении Морбидуччи у Перуджи - он сразу получил травму и отправился в Чезену. Вратаря Ландуччи продали Фиорентине - он отыграл сезон Серии А в основе. Его заменил молодой Марко Феррари, а дублером стал 16-летний Лука Буччи.
Смена вратаря вызвала много критики, потому что все были уверены - в Серии Б нужен опытный вратарь, а не молодой, пусть и более сильный. Я развенчал и это предубеждение, ведь в футболе важнее всего мотивированная команда которая хорошо играет. А если игроки еще и талантливые, то можно мечтать о чем-то серьезном. За сезон, благодаря еще и работе Карминьяни, Феррари пропустил всего 26 голов - это был лучший показатель чемпионата.
Мы начали сезон с очень молодой командой, почти Примаверой. В конце предыдущего чемпионата я позвонил Джанлуке Синьорини и сказал ему: "Я не вижу тебя в команде, и ты знаешь, в чем причина. Я верю в работу, в тех, кто выкладывается на 100%, я требую от всех максимальных усилий. Ты мне не нужен!".
Я хотел проверить его. Я был с ним суров.
Спустя два дня Джанлука отвел меня в сторону: "Я не спал две ночи. Слушайте, я хочу остаться. Если вы позволите мне остаться в команде, я буду последним уходить с тренировок и первым на них приходить". Я поверил ему. В раздевалке, перед всеми игроками, рассказал о его обещании и о том, что он будет в команде. Синьорини провел великолепный чемпионат. Мы не практиковали сборы и часто собирались прямо на стадионе перед матчем. Однажды Синьорини сказал мне: "Мистер, было бы здорово как-то поесть вместе". Таким был Джанлука, отличный добрый парень.
В последний раз, когда я его видел, он уже не мог говорить из-за болезни. Я никогда не забуду глаза этого парня, который смотрел на свою дочь - его взгляд говорил обо всем. Также трагически сложилась судьба центрального защитника Роберто Бруно, которому мы очень старались помочь. Было очень больно узнать о смерти ребят, которые играли в моей команде.
В преддверии старта чемпионата клуб также поработал над усилением руководства, пригласив опытного спортивного директора Джорджо Витале, который ранее работал в Чезене, Модене, Наполи и Дженоа. Приятный человек и прекрасный специалист, который заложил в клубе солидную базу.
Мы были готовы к Серии Б, сложному и долгому турниру. В том сезоне, к тому же, состав участников был очень равным: семь-восемь команд претендовали на повышение в классе. Мы сыграли вничью первые два матча чемпионата, с Лацио и Бари, а третий - в Кампобассо - выиграли. Тренером Кампобассо был швед Торд Грип. После окончания матча, по пути в раздевалки, он остановил меня и сказал: "Вот это твои ребята дают!". Приятный комплимент и признание моей работы.
В тот же вечер мне позвонил Итало Аллоди. Он видел обзор матча по телевизору и гол после вбрасывания из аута, когда мы поймали соперника на контратаке. Этот выпад стал следствием физической подготовки, проведенной в межсезонье. "Ты готов к серии А", - сказал Аллоди.
Его слова подтвердились девятого сентября переде матчем Кубка Италии против Милана. Играли на переполненном Сан Сиро. Волшебный вечер, один из тех, что становятся поворотными в жизни.
Я уже был знаком с Сильвио Берлускони. Это случилось во время товарищеского матча между Пармой и Миланом, который закончился победой россонери 2:0 - они забили, лишь когда я выпустил резервистов. В раздевалке Черезини сказал мне: "Президент Милана Сильвио Берлускони хочет с тобой познакомиться".
Он ждал меня. Мы представились, и Сильвио пообещал, что продолжит за мной наблюдать.
Тренер Милана Нильс Лидхольм оставил в запасе Марка Хэйтли. Многие футболисты были травмированы, да вообще команда играла очень медленно. Фонтолан заставил стадион замолчать, направив мяч мимо вратаря. В Милане Парма играл агрессивно быстро, давила, использовала двойную опеку и создавала большие проблемы россонери. В наших действиях не было робости, мы демонстрировали свой футбол и очень удивили Берлускони, который только недавно приобрел клуб. Это была большая победа - не случайность, а результат кропотливой работы летом. Мы выиграли группу, заняв место выше Милана, который также прошел дальше. В 1/8-й финала нам снова досталась команда Лидхольма. Совпадение или знак судьбы?
Мои игроки были расстроены жеребьевкой. Синьорини сказал: "Они отбирают у нас мечту. Мы могли рассказывать детям о победе на Сан Сиро, а теперь…". Нам не позволили долго наслаждаться моментом- снова победить на поле Милана было невозможно. К тому же, желание россонери отыграться делало нашу задачу невыполнимой. Мы должны были поплатиться за нашу победу.
Но я так не думал. "Один раз можно выиграть случайно, но дважды побеждают только хорошие команды. Тут случайностей быть не может!", - заверял я команду.
Милан мне изменил стиль игры. Они действовали медленно, наша скорость создавала для них проблемы. Моя порвала, после года работы и с новой энергией, стала опытнее и крепче.
Мы снова атаковали в Милане с первой минуты. На этот раз забил принадлежащий Милану Бортолоцци ударом со штрафного. Нучари никак не мог дотянуться до мяча, пущенного рядом со штангой. Матч закончился со счетом 1:0. Я был вне себя от радости. Наша работа, усердие и страсть позволили команде сделать огромные шаги вперед. Я тоже вырос как тренер: научился лучше передавать команде свои идеи. В клубе царила атмосфера эйфории.
После этого матча я снова встретился с Берлускони. На этот раз он обещал наблюдать за мной и в чемпионате. Позже Сильвио признался мне, что ему тогда очень понравился стиль игры моей команды: прессинг (с которым Милан не справился) и два фланговых защитника, которые постоянно шли вперед.
С точки зрения тактики и мотивации мы были сильнее Милана. Изменения сделали команду сильнее, грамотный выбор игроков позволил справа справиться и с серьезными травмами, как, например, у Дзаннони, нашего бомбардира, который порвал кресты. Берлускони, чтобы утешить его, подарил ему машину.
Чемпионат Серии Б был очень сложным. Я до сих пор с грустью вспоминаю матч с Пизой, когда позволил эмоциям и ярости взять над собой верх. Это было второе ноября 1996-го года. Алессандро Мелли получил травму после ужасного грубого подката защитника. Его крик боли было слышно всем на стадионе. Я вскочил со скамейки и бросился на игрока Пизы, который должен был быть тут же удален. Я очень переживал за моего молодого нападающего. Такая травма может стоить игроку карьеры. Арбитр Коппителли из Тиволи, однако, решил ограничиться желтой карточкой. Я ничего не видел от злости, даже не помню, что кричал судье. Это было невероятно! Я должен был заботиться и защищать своих игроков. Не помню, на сколько ночей меня дисквалифицировали, Но Мелли вылетел на шесть месяцев. Мы проиграли 0:1.
На время дисквалификации меня заменил тренер примаверы Маурицио Баттистини - он был моложе меня, ну уже очень хороший специалист. На самом деле это место должен был занять Бруно Мора, игрок сборной 60-х, бывший футболист Юве, Милана и Сампдории, но его не стало из-за серьезной болезни.
В первом круге мы набрали более 20 очков, это был очень неожиданный результат для клуба и болельщиков, которые были уверены, что команда будет бороться только за выживание. Но я всегда играл ради победы. И самым важным было то, что команда приносила удовольствие зрителям.
В итоговой турнирной таблице восемь первых команд разделили четыре очка. Кремонезе, который выиграл первый круг, начал терять очки в матчах с Чезеной, Лечче и Пизой, которые тоже были среди лидеров. Открытием года стала Пескара, поднявшаяся из Серии С1.
Мы шли в хорошем ритме, но в конце марта, когда команда была в Кальяри, Corriere dello Sera взорвала бомбу, написав, что я уже подписал контракт с Миланом. Эта новость подкосила всех, но мне удалось привести команду в чувство. Через неделю мы отыгрались в матче с Пизой и поднялись на третье место. Этот результат улучшил атмосферу в команде, мы справились с давлением прессы.
За месяц до этого моему отцу стало плохо. Первого марта я приехал навестить его в больнице. Отец был усталым и обессиленым.
Мы говорили о том о сем, обсуждали в том числе и выступления Пармы. Сидя рядом с ним, я спросил:
"Ты умеешь хранить секреты?".
"Да".
"Только это настоящий секрет!".
"Выкладывай".
"В следующем чемпионате я буду тренировать Милан!".
Глаза отца засияли, ему почти удалось сесть.
На следующий день я позвонить врачу, чтобы узнать, какова ситуация. Он был очень удивлен. "Что вы сделали? Что сказали ему? Сегодня он прекрасно себя чувствует!".
Новость помогла ему бороться с болезнью, придала жизненные силы.
В конце чемпионата нам не удавалось забивать и побеждать в гостях. В Катанье мы играли хорошо. В следущую среду у нас был матч Кубка Италии с Аталантой в Бергамо. Я хотел сделать ставку на чемпионат и выиграть его. Но Сольяно считал, что наши задачи - это чемпионат и Кубок, а Аталанта - проходимый соперник. Но с неопытной молодежью очень сложно преследовать две цели. В Кубке я собирался выпустить резервистов, Сольяно настаивал на основе. В итоге сыграла половина основных футболистов. Мы проиграли в Бергамо, домашний матч закончился нулевой ничьей - мы вылетели.
С Дженоа сыграли вничью 1:1, хотя владели преимуществом. Пропустили на 92-й минуте. Главред Tuttosport Джильо Панца знал, что я буду тренировать Милан, и после матча спрашивал: "Если Милан будет играть так же, как Парма, что из этого получится?".
Важнейший матч чемпионата мы сыграли дома против Чезены. Перед ним Синьорини сообщили, что его покупает Рома - от радости он не спал двое суток. Джанлука был потрясающим парнем, которого закалил сначала футбол, а затем болезнь.
Мы могли обеспечить себе выход в Серию А в выездной игре с Кремонезе. Матч был испорчен. Арбитр Лонги засчитал гол Кремонезе, забитый из явного офсайда. Хозяева выиграли 2:1. В следующем матче мы победили Триестину 2:1, а затем проиграли Пескаре 0:1 и заняли шестое место, набрав 40 очков, как и Мессина. Впереди расположились Дженоа (42), Кремонезе, Лечче и Чезена (по 43), Пиза и Пескара (по 44). Нам не хватило трех очков до Серии А.
Я пережил один из самых эмоциональных моментов в своей карьере, когда вернулся из Кремоны. На площади Гарибальди, в сердце города встретил группу болельщиков с флагами. Они поздравляли меня с успехом даже после обидного поражения. Я почувствовал огромную радость, ведь мы старались из-за всех сил, и город это понял. Болельщики продемонстрировали что они ценят труд и красоту, вне зависимости от результатов. В этом отличие паровая об других регионов - тут не привыкли критиковать.
Все знали, что я уйду в Милан. Во время сборов я спросил у Мелли и Буччи, молодых ребят: "Как думаете, что из этого получится?".
"Если вас сразу не уволят футболисты будут вас слушать, все сложится чудесно. Самое опасное - это начало!".
Я радовался и боялся, я надеялся и мечтал. Моя судьба вела меня в Милан.
Так началось мое приключение в футбольной Ла Скале.