Глава 3. Первый год в Римини. Часть 1
Нужно уметь становиться грубее, сохраняя в себе свою нежность.
Че Гевара
Со мной связались представители Римини, команды, которая играла в Серии Б и старалась спастись от вылета. Меня переполняла энергия, я очень хотел работать. Моя карьера была в самом начале. Стресс не пугал, ведь я столкнулся только с первыми его симптомами. Бессонница, усталость, физическая боль были топливом, которое помогало мне решать проблемы команды. В Римини я впервые столкнулся с гастритом. Я не мог есть, желудок жутко болел. Постоянные боли мешали мне работать. Я всегда требовал от футболистов прикладывать максимум усилий, а сам не мог ответить тем же.
Я набирался опыта в тренерском деле, учился. Прошел курсы в Коверчано, выиграл чемпионат с примаверой Чезены. Мне хотелось громко заявить о себе, создать "мой" футбол, сохранив традиции и чтя историю этого невероятного спорта. Я внимательно следил за нововведениями, изучал, как играют гранды, как они добиваются больших результатов на международном уровне. Особенно меня интересовали команды, которые развлекают зрителей. Например, Нидерланды 60-х, которые сначала тренировал Ринус Михелс, а затем Стефан Ковач. Сборная, которая вошла в историю благодаря "тотальному футболу".
Я начал понимать, что хочу реализовать в футболе. Вместе с журналистом Corriere dello Sport Альберто Польверози я опубликовал книгу: "Парень, хочешь стать футболистом?". Это была своеобразная инструкция, с помощью которой я пояснял идею футбола – прежде всего, для себя самого. Я делился опытом работы с молодежью и хотел помочь юным ребятам стать не только футболистами, но и ответственными людьми, которые ценят свою дело.
Журналист Джанкарло Падован в своей книге "W Сакки M Сакки" заявил, что этот мануал "стал переломным моментом в истории современного итальянского футбола".
Я вел свою записи, опираясь на два фундаментальных вопроса, на которые даже сейчас многие не могут ответить: "Что такое футбол?", "Спорт ли это?". Ответ прост: футбол – это спорт, это "притягательная сила, развлечение, фантазия, игра, здоровье, приятное времяпровождение". Это занятие, которое дарит позитивные эмоции, когда его не отравляют чьи-то интересы: политические, финансовые или личные. Это командный спорт, "мощный элемент социального формирования молодежи, ведь он отвечает различным требованиями жизни, учит уважению к правилам и коллективу". Я приглашал детей 10-14 лет играть и веселиться, ведь футбол не должен быть одержимостью – это развлечение.
В начале книги я привел фразу великого нидерландского философа Йохана Хейзинга, который в труде "Homo Ludens" рассказывает, как футбол стал главным видом спорта и и главным источником развлечения индустриальной и капиталистической культуры. Затем немного цитировал Ролана Барта, рассуждавшего о рисках футбола, его театральной природе, опасности и исчезновении культа звезд, которое убило бы игру. Это были пророческие слова.
Я рассказывал об амплуа: вратаре, защитниках, полузащитниках и нападающих. Рассказывал об идее создания "универсального игрока", приспособленного к "тотальному футболу". Этот процесс уже шел полным ходом в Германии, Нидерландах, Бразилии, Франции и Аргентине. Такой игрок, в моем понимании, не имел определенной специализации. Он принимал решение, получая мяч, много двигался без мяча, создавал помехи сопернику и моменты для своей команды, знал, где должен оказаться мяч еще до того, как была сделана передача.
Я выходил за привычное понимание неизменности позиций, говорил о "зональной" игре, которая предполагала изменения абсолютно во всех фазах. Концепция звучит просто, но ее сложно воплотить в жизнь: атаковать и защищаться должна вся команда. "Футболист будущего "родится" после долгих тренировок интеллекта", – писал я, ведь в футбол играют, в первую очередь, головой, а уже потом ногами. Никто в Италии этого не понимал и не понимает. И до сих пор говорят: "Он хорош с мячом", обращают внимание на технику, хотя важен игровой интеллект.
Тренировки по ходу недели были посвящены не только физической подготовке или отработке удара. Я тренировал интеллект футболистов, формировал их темперамент и характер, развивал боевой дух, их стремление хорошо играть и побеждать. Мои футболисты должны были быть готовы действовать, как единое целое, открыты к разным схемам, искать разнообразные способы развития атаки, а не ограничиваться одним вариантом. Реджиста больше не был десятым номером, им становился каждый, кто владел мячом. Я учил их контролировать мяч, прессинговать, контратаковать. Я хотел, чтобы команда защищалась, атакуя. Хотел, чтобы она диктовала свои условия всегда: дома и на выезде, против любого соперника.
Отталкиваясь о истории отцов-основателей я, имея очевидные предпосылки к успеху, готовил основу для своей революции. Я хотел развивать простую, но в то же время сложную идею футбола. Я шел протии устоявшихся традиций нашего футбола, ставки на оборону и контратаки, всем известного катеначчо. В Италии добивались успеха за счет защиты, старались не пропустить, а уже потом шли вперед, чтобы добить уставшего и отчаявшегося соперника. В ход шли забросы верхом, лучшими игроками были те, кто быстрее всех бегал.
Футбол появился как атакующий вид спорта, но в Италии растерял свои первичные характеристики. У нас в стране не любят новшества, но чтут традиции, привязаны к прошлому, любят ностальгировать. В нашем обществе нет "команды", мы исторически индивидуалисты, граждане, которые не любят государство, не любят нацию и считают свой родной город центром вселенной. Страна, в которой не хотят думать о будущем, не ищут новых путей.
Мы живем прошлым, где было принято, чтобы каждый работал для себя. Процветает геронтократический олигархат, власть принадлежит старейшим, избавиться от него невероятно сложно. В Италии никогда не воспринимали футбол как спорт с жесткими правилами – отсюда и постоянные ставочные скандалы. Никого не волнует заслуженность результата. Болельщиков, клубов, футболистов интересует только победа. Для меня же еще со времен Фузиньяно победа не была победой, если она не заслужена.
Ты побеждаешь, если играешь сильнее соперника, если лучшего его в тактике, если превосходишь его в боевитости. Ты проигрываешь, если хуже. Культура поражения существует в обществе, где ценят заслуженность успеха. В Италии так не было никогда, и даже сейчас мало что меняется. На стадионах по-прежнему кричат, что кто-то "должен умереть".
Я очень люблю повторять фразу Уинстона Черчилля об итальянцах, которая характеризует и место футбола в нашей стране. Итальянцы "проигрывают войны, как будто это футбольные матчи, а футбольные матчи – как будто это войны". В этих словах – большая правда о нашем отношении к футболу.
Продолжение следует.