Наркотики, Эскобар и какое влияние они оказали на футбол в Колумбии
До эры современного футбола, когда еще не так часто можно было встретить миллиардеров среди владельцев спортивных клубов, дикие земли туманных джунглей Перу стали основой для роста гигантской бизнес-империи. Настолько огромной, что все её богатства сложно сосчитать.
Листья коки более распространены в западном периметре тропических лесов Амазонии, чем где бы то ни было в мире, но ранее, до этого, они не были задействованы преступными элементами во всеамериканском масштабе.
Пабло Эскобар - человек, которого в юном возрасте выдворили со школы за то, что у него не было обуви, стал "королем" наркобизнеса.
Будучи подростком, он посещал местное кладбище, на котором работал его дядя, собирал надгробия с заброшенных могил, скупал их, стирал с них все надписи и продавал их скорбящим местным жителям.
Молодой парень продолжит изучение политических наук в университете Антиокии, где, развив свою харизму и навыки ораторского искусства, он поставит для себя первоочередную цель - стать президентом.
Он был непоколебим в своем стремлении к цели: руководить своей родиной, нацией, которая изобилует политическими переломами и дестабилизирована военными действиями.
В 1982 году опасения безопасности были настолько глубокими, что президенту США Рональду Рейгану приходилось проводить пятичасовые переговоры с тогдашним президентом Колумбии Белисарио Бетанкуром в то время, как почти вся Латинская Америка угрожала перейти под крыло "левых сил".
Кастро, гражданская война в Сальвадоре и действия коммунистических фракций внесли свой вклад в напряженные отношения между Вашингтоном и американским континентом, что, в свою очередь, позволило Пабло Эскобару установить свою систему производства и оборота кокаина, при этом, создавая имидж успешного "работника в сфере недвижимости".
Деньги лились рекой в родной город Эскобара Медельин. Слияние между городскими агломерациями и горными районами города, типичными для региона Антиокия, предоставило картелям новые возможности для борьбы за территории или для бегства в случае опасности.
Несмотря на преследования наркобизнеса в Майами и Лос-Анджелесе, что в последствии быстро подхватили крупные американские газеты, Эскобар был более обеспокоен вместимостью своих складов хранения (например, в качестве мест хранения денег, использовались специальные пространства, созданные между стенами дома) и находился в растущей необходимости поиска других возможностей для сбережения своих миллионов.
Как упоминалось в сериале от Нетфликс "Нарко", любимым времяпровождением Эскобара был футбол: играть, смотреть, делать ставки и, конечно же, инвестировать.
Продажа ТВ прав, трансферы игроков и выручка от продажи билетов были обходными путями для поддержания своего финансового состояния и необходимого имиджа в глазах властей.
Год за годом, кошелек Эскобара подпитывался деньгами из оборота наркотиков, которые проходили через цикл счетов доверенной команды бухгалтеров, которые возвращали деньги с прибылью обратно в карман владельца.
Медельин - город двух команд: "Депортиво Инепендиенте Медельина" - клуба, который по словам сына Пабло, поддерживал его отец, и "Атлетико Насьоналя".
Знаменитый состав Атлетико Насьональ 1989-го года
Его выбор в пользу инвестирования "грязных" денег в "Насьональ" стал хорошей новостью для поклонников Лос Вердолагас, окрашенных в зеленые цвета, которые символизируют холмы, что граничат с городом.
По другую сторону был "Индепендиенте", которому не удавалось победить в Примере А с 1957 года, и чьи красные цвета символизировали бы цвет улиц, после начала войны с наркотиками в 1990-х.
К 1987-му году Эскобар был назван журналом Форбс "королем" незаконного распространения кокаина в Колумбии; журнал также заявил, что его состояние на тот момент составляло как минимум 3 миллиарда долларов.
Вместе со всеми материальными богатствами, Эскобар обладал тем, на что может положиться человек из любого слоя общества: чувством привязанности к клубу.
Он завязал близкую дружбу с лидером-вратарем Рене Игитой - вероятно, одним из первых, кому удалось завоевать славу "голкипера-чистильщика", которая теперь принадлежит Мануелю Нойеру.
Игита был скалой, на которую опирался тренер Франсиско Матурана в 1990-м году:
Ян Йонгблуд - голландский голкипер на чемпионате мира 1974-го года также действовал в качестве чистильщика. Но между ними была большая разница. Голландец выходил за пределы штрафной площади лишь для того чтобы запустить мяч на трибуны. Игита был способен на большее.
Андрес Эскобар, Леонель Альварес и Джон Хайро Треллез были другими незаменимыми компонентами "хребта" "Насьоналя".
Матурана добился потрясающих результатов с костяком из техничных игроков, которые, вероятно, были приглашены в клуб на деньги Эскобара. По мере того как крепли позиции "Насьоналя" на американском континенте, рос авторитет и Матураны; в 1987-м году к нему обратилась с предложением принять молодежные команды Футбольная федерация Колумбии, что в дальнейшем позволило ему возглавить и национальную команду.
Все было прекрасно. Матурана - заметная фигура в сером костюме на домашней скамейке для запасных стадиона "Атанасио Хирардот", был образцом по работе с психологией своих игроков. Непогрешимая верность была заложена в ДНК команды, а также беспощадная вера в собственные силы.
Доказательством этого является победа "Насьоналя" со счетом 6:0 ответном матче полуфинала южноамериканского Кубка Либертадорес. Уругвайский клуб "Данубио" сыграл на равных в первой встрече, окончившейся вничью 0:0. Но колумбийцы добились решительной победы, при этом не проявив никаких признаков нервозности. "Насьональ" впервые за свою историю достиг финала турнира-эквивалента европейской Лиги чемпионов.
Их оппоненты по финалу - "Олимпия", прочувствовали на себе национальную любовь в 1979-м году, став первым клубом из Парагвая, которому удалось завоевать этот трофей. Теперь и "Насьональ" надеялся добиться того же эффекта для разделенной войной Колумбии.
Это ощущение неизбежности судьбы, приближение чего-то великого, что приведет к незабываемой... серии пенальти.
Закончив основное время с общим счетом 2:2, первые пять ударов обеих команд с 11-ти метров не определили победителя, благодаря полузащитнику "Насьоналя" Алексису Гарсии, который "ответил любезностью" игроку "Олимпии" Эверу Альмейде, который также промазал с отметки.
Игра до первого забитого гола покончила с нашим мини-проклятием Трех львов, после того как шесть ударов подряд не достигли своей цели, благодаря точному выстрелу Леонеля Альвареса, который зажег волну эмоций на стадионе.
Игра закончилась победой 5:4 в серии пенальти, капитан "Насьоналя" поднял трофей над своей головой. Команда, выступающая за страну, растерзанную войной и суверенность которой была оспорена правительством США, дала повод отвлечься от своих проблем как зеленой части Медельина, так и каждому простому жителю Колумбии.
Но кто заслуживает похвалы за то, что Колумбия, наконец, заслужила звезду, рядом с ее именем на 29-м году существования Кубка Либертадорес?
Романтики скажут, что это заслуга Матураны - человека, который всё доказал своими будущими достижениями с национальной сборной, с которой он поехал на чемпионат мира 1994 года, в качестве темной лошадки, имея за спиной серию из 34-х матчей без поражений.
Харизматичный Франсиско Матурана вел команду за собой, на пути к историческому триумфу в Кубке Либертадорес
Человек, которого вдохновляла философия аргентинского тренера Сесара Луиса Менотти - "курящего тактика", который однажды сказал: "Быть футболистом, значит быть привилегированным переводчиком чувств и мечтаний тысяч людей".
Матурана был тренером, способным требовать от своих игроков многое, при этом не проявляя чрезмерной агрессии. Харизма была искусным инструментом в его руках, и он прекрасно знал, как ею пользоваться.
Реалисты же скажут, что, в первую очередь, именно приток денег Эскобара предоставил колумбийскому футболу почву для роста, в то время как другим латиноамериканским странам пришлось столкнуться с Италией, которая любила их обворовывать на футбольные таланты. Чтобы достичь таких целей, "Насьональ" нуждался в Эскобаре. То, благодаря чему им удалось добиться такого успеха, еще предстоит проверить. Но кое-кто в "Насьонале" заплатил свою цену еще до того, как Эскобар завоевал всемирную славу.
В качестве мер по борьбе с наркокартелями, министр юстиции Колумбии Энрике Парехо отреагировал на убийства 20-ти судей (в том числе, судьи Верховного Суда) и двух редакторов газет, экстрадировав 12 граждан Колумбии на территорию США.
Владелец "Насьоналя" Эрнан Ботеро Морено, который финансировал клуб благодаря успешному гостиничному бизнесу своей семьи, был одним из 12-ти человек, которому пришлось предстать перед американской судебной системой.
Он был осужден и направлен в тюрьму, в следствии принятия жестких законов о борьбе с наркооборотом, которые утвердил Ричард Никсон в 70-е, и которые ужесточил Рональд Рейган в 80-х.
Он был обвинен в отмывании как минимум 55-ти миллионов долларов для картеля Медельина через банк во Флориде. Таким образом, решением судьи из Вашингтона, 52-летний Ботеро был заключен в тюрьму особого режима сроком на 20 лет.
История жизни Ботеро является ярким олицетворением истории Колумбии XX века. Спокойное, размеренное затишье всегда достаточно быстро переходит в нечто зловещее.
Смерть Пабло Эскобара в 1993-м году дала надежду на мир. Однако после освобождения Ботеро из тюрьмы в 2002 году, страна по-прежнему сталкивалась с воинственностью левого крыла, которую правительство не смогло нейтрализовать на протяжении 50 лет, следствием чего стала ужасающая статистика: каждый второй житель страны живет за чертой бедности.
Колумбия по-прежнему борется со своими проблемами, но футбол, как это часто бывает, является прекрасным отвлекающим фактором. Национальная команда закончила 2016-й год на третьем месте в мировом рейтинге ФИФА.
Что касается "Насьоналя", ему удалось повторить свой подвиг 1989-го года, во второй раз в истории победив в Кубке Либертадорес.
Мгновение радости обошло стороной Ботеро, который скончался свободным человеком за 27 дней до триумфа Лос Вердолагас.
В стране, которая сохранила свое место в качестве мирового лидера по экспорту кокаина, звездный продукт Медельина Марлос Морено прошлым летом был продан в "Манчестер Сити" за 4,75 миллионов фунтов стерлингов. Чемпион Латинской Америки не способен защитить свой талант от посягательств богатых клубов Европы – добро пожаловать в мир современного футбола, Колумбия.