Король "Стэмфорд Бридж"
Питер Осгуд даже не помнил, чтобы он когда-то работал над своими футбольными навыками. В жизни высокого парня из Уинсдора все происходило естественным образом.
Осси просто играл в футбол каждый раз, когда находил для этого возможность. Десятков мячей на школьных турнирах было достаточно, чтобы получить беспрекословное уважение одноклассников в любых вопросах. Лет в десять он понял, что его талант, который он не стеснялся проявлять в любой ситуации, также привлекает девочек. "Тогда я открыл для себя вторую из двух моих самых больших страстей в жизни".
Объединив их в единое целое, спустя годы Осгуд стал тем, кого до наших дней называют "Королем Стэмфорд Бридж".
Богемный статус лондонского "Челси" когда-то имел другую интерпретацию, абсолютно буквальную. Сейчас "синие", несомненно, являются самым успешным лондонским клубом, привлекающим внимание приезжих болельщиков. "Челси" представляют звезды первой величины, а у руля команды — самый узнаваемый тренер мира, имеющий личные рекламные контракты на несколько миллионов. Но если нынешний образ построен в условиях глобализации и утвердившихся стандартов футбола в поп-культуре, то на стыке шестидесятых и семидесятых футболисты "Челси" совершили настоящий прорыв, не оторвавшись от своих корней. Они — Алан Хадсон, Иан Хатчинсон, Томми Болдуин и другие — стали частью лондонской богемы, разбрызгивая шампанское как на поле, так и за его пределами. Центровой фигурой "шестидесятников" был лучший бомбардир команды Питер Осгуд.
Из таких зарисовок делают фильмы, иллюстрирующие время, которое вошло в историю под название "Swinging Sixties". Улица Kings Road в Лондоне, пролегающая через презентабельные районы Фулхэм и Челси, наполнена бутиками и дорогими ресторанами. Здесь проводят свое время звезды телевидения и кино, фотографы и модельеры, а вместе с ними — игроки "Челси", которые спустя несколько лет выиграют свой первый европейский трофей. Клайв Бэтти, автор книги "Короли Кингс Роуд", подтверждает причастность игроков к празднику жизни: "Они тусовались с поп-звездами, актерами и самыми гламурными женщинами своего времени, вроде Ракель Уэлч, танцовщиц из Pans People, и — если Джорд Бест не успевал первым — одной или двумя Мисс Мира". Игровая и жизненная заносчивость футболистов "Челси" того времени всегда была предметов зависти других клубов, но это заставляло болельщиков только сильнее любить их и себя, как часть процесса. Осгуд и партнеры также не отдалялись от тех, кто поддерживал их на трибуне "Shed End", и после игры в порядке вещей пропускали несколько пинт с фанами в ближайшем пабе.
Эпоха шикарного Джорджа Беста и победителей чемпионата мира определяла футбольные симпатии по всей стране, но для Западного Лондона эти герои отходили на второй план. Болельщик "Челси" "за пятьдесят" сейчас не станет долго колебаться, отвечая на вопрос о своем кумире юности. Осгуд для них был больше любого, кто взял Кубок мира в свои руки в 66-м: на самом деле, Осси был больше десяти вместе взятых футболистов, уступавших ему в личном рейтинге болельщика. Высокий, но идеально сконструированный, он ловко обращался с мячом обеими ногами, великолепно играл головой и не уступал в борьбе самым грубым защитникам того времени. Со всем этим шло его игровое высокомерие: Осгуд забивал и праздновал мячи так, словно громко кричал о личном превосходстве и насмехался над оппонентами.
В школьные годы Питер был слишком увлечен самой игрой, чтобы думать о карьерном продвижении. Каким-то удивительным образом он в 16 лет не впечатлил на просмотре скаутов "Рэдинга", а затем — сам не помня, почему именно — не отреагировал на предложение "Арсенала". Инициативу взял в свои руки дядя футболиста: он написал письмо "Челси", и на Осгуда потратили всего двадцать минут. Тренеры вдохновились настолько, что попросили его поскорее уйти с поля, пока талант не был замечен конкурентами. В сезоне 64/65 Осси, как его позже будут называть болельщики "Челси", забил 30 мячей в 20-ти играх за резервную команду. Летом менеджер Томми Доэрти возьмет его с собой в австралийский тур, где форвард забьет 12 мячей в семи играх и на годы вперед получит место в первой команде. В сезоне 65/66 он блистательно дебютирует на европейской арене, забив "Роме" в матче Кубка Ярмарок.
Тогда же на редкого таланта обратят свое внимание в национальной сборной. Менеджер сборной Альф Рэмзи включит форварда в расширенную заявку на домашний чемпионат мира. Естественно, молодой игрок не получил место в финальном составе, выигравшем тогда мундиаль, но его отношения с национальной командой так и не были установлены в будущем. Футболист, становившийся лучшим бомбардиром Первого Дивизиона и забивший 150 мячей в футболке "Челси", сыграет за сборную только четыре игры.
Принято считать, что этот возмутительный факт основывается на личном отношении Рэмзи, сторонника жесткой дисциплины, к звездному игроку богемного Kings Road. Стиль жизнь Осгуда, как и его близкого друга Алана Хадсона, не вдохновляла также наставников "Челси", но если скромный и мирный Дейв Секстон предпочитал это терпеть (до какой-то поры), то Рэмзи смотрел на вещи более радикально. "Стиль жизни" Питер приблизительно описывал в одной из своих многочисленных баек: "Помню, очередной поход в клуб после матча. Это была чудесная ночь. Я познакомился с роскошной блондинкой, угощал ее дорогим шампанским, после чего она пообещала отблагодарить меня дома. Мы отправились ко мне, но, когда я открыл дверь комнаты, там пьяными валялись десять ребят из команды. Она поцеловала меня в щеку и быстро ушла. "Спасибо, блин, ребята!"".
В то же время карьеры Осгуда в "Челси" складывалась гораздо более уверенно. В сезоне 66/67 он получил перелом ноги в столкновении с защитником "Блэкпула" Эмлином Хьюзом, но вернулся в игру еще ментально более сильным исполнителем. Травма могла сказаться на его скорости, но игровые возможности по-прежнему заставляли считать Осгуда одним из сильнейших английских форвардов. Секстон, пришедший на смену Доэрти, обладал великолепным пониманием футбола — он оценил физические данные и видение поля Питером, отправив его играть глубже, за спиной голеадора Бобби Тамблинга. Даже на этой позиции Осгуд продолжал забивать: в сотни матчей по ходу двух сезонов он отметился тридцатью голами.
Роль центрфорварда вновь досталась Осси в сезоне 69/70, который имел историческое значение как для него, так и для клуба. "Синие" выиграли английский Кубок, взяв верх в финальном матче над легендарным "Лидсом" Дона Риви, да еще и в переигровке на "Олд Траффорд", что можно было считать уникальным событием. Осгуд в том розыгрыше стал девятым и на данный момент последним игроком, которому удалось отметиться в каждом раунде. Осгуд также стал третьим бомбардиром чемпионата, а на "Бридже" закрепилась знаменитая кричалка "Osgood Is Good".
Его популярность становилась все шире, и широкопрофильный агент Грег Тессер, болевший за "Челси", вдохновленный поп-успехом Джорджа Беста, взялся за раскрутку фигуры Осгуда в неспортивных кругах. Британские актеры уровня Майкла Кейна были частыми зрителями на "Стэмфорд Бридж", но Грег, ставший агентом игрока, пошел дальше. Он обратил внимание на интервью знаменитой американской актрисы Ракель Уэлч изданию "The Times", в котором она вскользь упомянула любимца женщин из лондонского клуба. Тессер решил организовать приход голливудской звезды на "Стэмфорд Бридж", но менеджер Секстон, не принимавший всю богемность своих подопечных, был не слишком вдохновлен идеей. Тогда агент использовал популярного ведущего Match of the Day Джимми Хилла, который организовал появление роскошной дамы с обложки и лично сопровождал ее на матч "Челси" против "Лестера" в 1972-м году. Очевидцы даже не помнят подробностей той игры: все только и следили за американкой, которая лично поддерживала Осгуда и даже лишила игрока концентрации. Позже Тессер также станет инициатором фотосессии Уэлч в форме "Челси" с девятым номером.
Сезоном ранее "Челси" одержал свою первую европейскую победу и взял последний трофей в лондонской карьере Осгуда. Англичане в двух матчах на афинском стадионе выиграли у мадридского "Реала" в финале Кубка Кубков. Питер забил как в основной игре, так и в переигровке.
Конец истории пришел в 74-м году, когда Дейв Секстон, окончательно уставший от нефутбольной и, на его взгляд, непрофессиональной жизни Осгуда и нескольких партнеров, выставил легендарного игрока на трансфер. Питер перешел в "Саутгемптон", где выиграл еще один Кубок Англии. После неудачного вояжа в Соединенные Штаты Осгуд вернулся на "Стэмфорд Бридж" - сезон 77/78 стал последним в его карьере.
В 81-м году Питер и его друг Алан Хадсон открыли в Лондоне паб, но затея не увенчалась успехом. Личная жизнь "Короля Стэмфорд Бридж" также складывалась не лучшим образом — три брака Осгуда завершились разводом. Питер стал футбольным экспертом, и в этой роли не приветствовался своим клубом. В начале двухтысячных, когда голосование болельщиков выбрало Осгуда лучшим игроком в истории клуба, печальноизвестный владелец "синих" Кен Бейтс запретил Питеру вход на стадион. Купивший "Челси" Роман Абрамович искал популярность в глазах фанов, потому одним из первых решений нового руководства в 2003-м году стало восстановление любимого сына шестидесятых почетным гостем на каждой игре "синих".
Питер Осгуд ушел из жизни в возрасте всего 59-ти лет 1-го марта 2006-го после сердечного приступа. Королю вскоре после смерти установили памятник на территории "Стэмфорд Бридж", а прах Осси был развеян у ворот перед трибуной Shed End.
"Я — Король "Стэмфорд Бридж". Или был им" - иронично начинал автобиографию Осгуд. Спустя девять лет после его смерти фаны продолжают воспевать имя высокого нападающего — Осгуд останется Королем "Челси" и прекрасной Kings Road навечно. Непринужденным и очень естественным героем, который и спустя двадцать пять лет после ухода из "Челси" очаровывал фанов своими появлениями на публике.
"Ракель Уэлч была хороша по ходу того матча?" - спрашивает ведущий Sky Sports.
"А уж как она была хороша после!" - улыбается в ответ Осгуд. А что? В те дни на "Стэмфорд Бридж" он мог творить любые чудеса с несгибаемой уверенностью в себе.